Черные калмыки. Калмыки. Переселение Калмыков на Дон


Алтайцы - народ, возрожденный к жизни советской властью. Великая Октябрьская социалистическая революция освободила алтайцев от цепей рабства и разбудила их народные силы, томившиеся в течение многих веков то под гнетом различных азиатских ханов, то под игом царизма. В результате практического осуществления ленинско-сталинской национальной политики алтайцы в своей основной массе были выделены в 1922 г. в Ойротскую автономную область, которая в 1948 г. была переименована в Горно-Алтайскую автономную область.

Алтайцы обитают в горах Русского Алтая. Они сложились в настоящее время в единую народность, строящую и развивающую социалистическую культуру.

Ленинско-сталинская национальная политика вывела алтайцев из состояния нищеты, невежества и бесправия на путь социалистического переустройства жизни. Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) и правительство Советского Союза, великий русский народ оказывают алтайцам постоянно и систематически большую практическую помощь в ликвидации их многовековой экономической, культурной и политической отсталости. Теперь среди алтайцев безраздельно господствует социалистический строй и основой народного хозяйства является социалистическое животноводство.

До революции тюркоязычные племена Алтая (включая Кузнецкий Алатау) не имели общего самоназвания, как не имели и единого языка. Они не представляли собой единой народности. В этнографической литературе эти племена обычно объединяли под общим именем «алтайцы». Они распадались на ряд племенных и территориальных групп, говоривших на диалектах двух алтайских тюркских языков. Расселение их на территории Алтая осталось неизмененным до наших дней.

1. Собственно алтайцы, или алтай-кижи, обитают по долинам рек Катуни, Урсула, Семы, Маймы, Чарыша, Кана, Песчаной и др. Большинство этих племен сосредоточено в Онгудайском, Усть-Кан-ском, Усть-Коксинском, Шебалинском, Эликмонарском и Майминском аймаках Горно-Алтайской области. Еще в первой половине XVIII в. их кочевья распространялись на долины рек бассейна Иртыша: Бухтармы, Нарыма и Курчума, а часть их ежегодно на зиму переходила на левый берег Иртыша и кочевала по его притоку Аблайкетке.

2. Теленгиты живут по долинам рек Чуй и Аргута.

3. Те лесы расселены по долинам рек Чулышмана, Башкауса и его притока Улагана.

Наименование «телес» относится преимущественно к населению долины Чулышмана, а жители Башкауса именуются

Типы «алтай-кижи», или собственно алтайцев.

термином «улан». Телесы отдельными группами встречаются на р. Чуе у теленгитов и в бассейне Урсула.

4. Тубалары живут по рекам Большой и Малой Ише, Сары-Кокше, Кара-Кокше, Пыже и Уйменю в Чойском и Турочакском аймаках.

5. Челканцы (шелганы, или лебединцы) населяют долину р. Лебеди и преимущественно ее притока Байгола в Турочакском аймаке.

6. Кумандинцы расселены по р. Бии в Турочакском аймаке. Большинство их живет по этой же реке в Старо-Бардинском и частично Солтонском районах Алтайского края.

7. Тел еу ты обитают по р. Черге и долинам других мелких рек в Шебалинском и в Майминском аймаках Горно-Алтайской области. Большинство же их сосредоточено по рекам Большой и Малый Бо-чат в Беловском районе Кемеровской области. Часть телеутов, почти совершенно обрусевших, живет и в Чумышском районе Алтайского края по р. Чумышу.

8. Шорцы населяют бассейны рек Кондомы и Мрассы, а гакже верхнее течение р. Томи в Кузнецком Алатау. В административном отношении эта группа алтайцев входит в состав Кемеровской области. Небольшое количество их проживает в Чойском и Турочакском аймаках,

Теленгиты.

Телесы, или улаганцы.

Тубалары.

где они до недавнего времени были известны как сеок (буквально - «кость»), т. е. род, Шор, или Чор.

Тубаларов, кумандинцев, челканцев и шорцев принято называть общим именем «северные алтайцы».

В русских официальных документах XVII и XVIII вв. и в описаниях путешественников XIX в. алтайцы выступают под названиями «горные калмыки», или «порубежные калмыки», даже «алтайские, или бийские,

Челка нец.

калмыки», а чаще всего, особенно телеуты, под именем «белые калмыки», в отличие от джунгаров, или «черных калмыков». Название «калмыки» было совершенно неправильно приписано алтайцам русской администрацией в XVII в., видимо, на основании внешнего физического сходства в типе алтайцев с калмыками и сходства в кочевом образе их жизни. Отождествлять алтайцев с калмыками никак нельзя, ибо калмыки - это западные монголы и говорят они на монгольском языке, в отличие от алтайцев - тюрков, говорящих на тюркских языках.

Правда, некоторое время алтайцы официально именовались ойротами, но по этому поводу необходимо заметить, во-первых, что термин «ойрот» применялся к алтайцам неправильно, исторически необоснованно и, во-вторых, что в широких массах алтайцев термин «ойрот» как этническое наименование не привился. Этот термин неправилен по отношению к алтайцам потому, что он представляет собой алтайское произношение термина «ойрат», настоящее значение которого - западный монгол, или калмык. Ойраты - это западная ветвь монгольского племени, т. е. западные монголы, или калмыки, которые в первой половине XVII в. ушли из районов Алтая в низовья Волги, где и стали известны под названиями

Телеут.

«волжские калмыки» и «астраханские калмыки». Часть их живет в Восточном Туркестане и в западной Монголии (торгоуты, дербеты и др.).

Термин «ойрат» известен в литературе с XII в. Так тогда назывались лесные охотничьи племена Саянского нагорья, говорившие на монгольском языке. После распада монгольской империи Чингис-хана и ликвидации владычества монголов в Китае (1368) монголы делились на восточных, или просто монголов, и западных, называвшихся ойратами. С этого времени термин «ойрат» окончательно закрепился за западными монголами. Тюркское население, сталкивавшееся с ойратами, дало последним наименование «калмак», или «калмык», которое вошло в русскую историческую и официальную литературу. Таким образом слова «ойрат» и «калмык» получили одинаковое значение.

Из всего сказанного видно коренное различие между монголоязыч-ными ойратами - калмыками и тюркоязычными - алтайцами, а также полная необоснованность применения термина «ойрот» к алтайцам. Правда, в XVII в. и в первой половине XVIII в. алтайцы входили в состав Ойратского, или Джунгарского, государства, но они не являлись его органической частью, а были в нем на положении зависимых и угнетенных племен. Однако этот факт нахождения алтайцев в политической и экономической зависимости от ойратских ханов не дает основания называть алтайцев ойратами, или ойротами.

Следует сделать еще замечание по поводу терминов «белые калмыки», которым в XVII и XVIII вв. называли телеутов, и «черные калмыки», который применяли к настоящим калмыкам, или джунгарам. Это различие в наименовании калмыков привлекло внимание еще ученых XVIII в. Из них Г. Миллер склонен был объяснить это различие цветом лица и различием языка. Георги полагал, что телеуты получили название «белые калмыки» оттого, что они жили вблизи гор, покрытых вечным снегом, а Григорий Спасский думал, что это название «придано им для отличия их между собой, либо от образа их жизни и преимущественной верности России одних перед другими: ибо первые (т.е. белые калмыки, - Л. П.) имели постоянные жилища и платили исправно ясак, а последние вели кочевую жизнь и частыми набегами обеспокоивали как русские селенья так и самих белых калмыков». Миллер был прав. Кроме очевидного различия в физическом типе телеутов, у которых монголоидные черты выявлены слабо, что было отмечено нашими соотечественниками уже в XVII в., тогда же была ясна разница и в языке тюркоязычных телеутов и монголоязычных калмыков. В одном из русских документов первой половины XVII в. из собрания Миллера говорится, как служилые люди и их толмачи перекликались с подданными телеутского князя Абака «черных калмыков языком» и «белых калмыков языком».

Возвращаясь к вопросу о различных наименованиях племен Алтая, следует указать, что северных алтайцев в дореволюционной литературе называли еще черневыми татарами. Исключение составляли шорцы, которых называли либо кузнецкими татарами, либо мрасскими и кон-домскими татарами по наименованию рек Мрассы и Кондомы, в бассейне которых шорцы обитали. Теленгитов называли в XVIII в. еще урянхайцами, либо урянхайскими калмыками, что совершенно неправильно. Их называли также и чуйцами, по имени р. Чуй, где они расселены.

Калмыки (халъмг) живут компактно в Калмыцкой АССР, здесь их насчитывается 65 тыс.; всего калмыков в CCLP 106,1 тыс. человек (по данным переписи 1959 г.). За пределами республики отдельные группы калмыков встречаются в Астраханской, Ростовской, Волгоградской областях, Ставропольском крае, а также в Казахстане, республиках Средней Азии и в ряде областей Западной Сибири.

За пределами СССР компактные группы калмыков живут в США (около 1 тыс. человек), Болгарии, Югославии, Франции и других странах.

Калмыцкий язык относится к западной ветви монгольских языков. В прошлом он подразделялся на ряд говоров (дербетский, торгоутский, донской - «бузав»). В основу литературного языка лег дербетский говор.

Калмыцкая АССР расположена на правом берегу Волги и северо- западном побережье Каспийского моря, занимая преимущественно область полупустыни, известной под названием Калмыцкой степи. Территория республики составляет около 776 тыс. км 2 . Средняя плотность населения - 2,4 человека на 1 км 2 . Столица Калмыцкой АССР - город Элиста.

Калмыцкая степь по рельефу делится на три части: Прикаспийскую низменность, Ергенинскую возвышенность (Эргин тирэ) и Кумо-Маныч- скую впадину. В Прикаспийской низменности, понижающейся от Ер- генинской возвышенности к побережью Каспийского моря, бесчисленное множество озер. В ее южной части находятся так называемые Черные земли (Хар казр), зимой почти не покрывающиеся снегом. На северо- западе - сухая степь резко обрывается крутыми восточными склонами Ергенинской возвышенности, изрезанными многочисленными речками и балками.

Климат Калмыцкой степи континентальный: жаркое лето и холодная зима (средняя температура в июле+25,5°, в январе - 8-5,8°); почти в течение всего года дуют сильные ветры, летом - губительные суховеи.

В Калмыцкой АССР, кроме калмыков, живут русские, украинцы, казахи и другие народы.

Первые скудные данные о предках калмыков относятся примерно к X в. н. э. В исторической хронике монголов «Сокровенное сказание»

Краткий исторический очерк

(XIII в.) они упоминаются под общим названием ойратов 1 . Племена ойратов обитали к западу от Байкала. В начале XIII в. они были подчинены Джучи, сыном Чингис-хана, и включены в состав империи монголов. В XVI-XVII вв. среди ойратов насчитывают обычно четыре основных племени: дербеты, торгоуты, хошоуты и элеты. Как показали последние исследования, это не названия племен, а термины, отражающие военную организацию феодального монгольского общества.

История ойратов изучена еще недостаточно. Известно, что они принимали участие в походах Чингизидов и уже к XV в. прочно заняли земли северо-западной части Монголии. В последующий период ойраты вели войны с восточными монголами (так называемые ойрато-халхаские войны).

В конце XVI - начале XVII в. ойраты начали подвергаться военному давлению со стороны халха-монголов и Китая - с востока, казахских ханств - с запада. Ойратские племена вынуждены были передвигаться с мест своего прежнего обитания на новые земли. Одна из этих групп, в которую входили дербеты, торгоуты и хошеуты, двинулась на северо-запад. В 1594-1597 гг. появились первые группы ойратов на подвластных России землях Сибири. Движение их на запад возглавлялось Хо-Орлюком, представителем родовитой феодальной знати.

В русских документах ойратов, переселившихся на русские земли, называют калмыками. Это название стало и их самоназванием. Полагают, что впервые этноним «калмык» по отношению к каким-то группам ойратов, стал употребляться тюркскими народами Средней Азии, а от них он проник и к русским. Но точных данных о значении слова «калмык» и о времени его появления в исторических источниках пока не обнаружено. Различными исследователями (П. С. Паллас, В. Э. Бергманн, В. В. Бартольд, Ц. Д. Номинханов и др.) эти вопросы трактуются по-разному.

К началу XVII в. калмыки продвинулись на запад вплоть до Дона. В 1608-1609 гг. было оформлено их добровольное вступление в подданство России. Однако процесс вхождения калмыков в состав Русского государства не был единовременным актом, а длился вплоть до 50-60-х годов XVII в. К этому времени калмыки расселились не только на приволжских степях, но и по обоим берегам Дона. Их пастбища простирались от Урала на востоке и до северной части Ставропольского плато, р. Кумы и северо-западного побережья Каспийского моря на юго-западе. В то время вся эта территория была заселена очень слабо. Немногочисленное местное население состояло в основном из тюркоязычных ногайцев, туркмен, казахов, татар.

На Нижней Волге и в предкавказских степях калмыки не были изолированы от местного населения; они вступали в контакт с различными тюркоязычными группами - татарами, ногайцами, туркменами и др. Многие представители этих народов в процессе совместной жизни и в результате смешанных браков сливались с калмыками, о чем свидетельствуют встречающиеся в различных районах Калмыкии названия: мацкд терл- му,д - татарские (монгольские) роды, туркмен тврлмуд - туркменские роды. Непосредственная географическая близость с Северным Кавказом привела к взаимосвязи с горскими народами, в результате чего среди калмыков появились родовые группы, именовавшиеся шеркш терлмуд - горские роды. Интересно отметить, что, в составе калмыцкого населения встречались орс тврлмуд - русские роды.

Таким образом, калмыцкий народ сложился из первоначальных переселенцев - ойратов, постепенно слившихся с различными группами местного населения.

В общественном строе ойратов к моменту их переселения в Россию утвердился феодализм, но еще сохранялись черты старого родоплеменного деления. Это нашло отражение в административно-территориальном устройстве образовавшегося к 60-м годам XVII в. Калмыцкого ханства, которое состояло из улусов: Дербетовского, Торгоутовского и Хошеутов- ского.

Ханство приволжских калмыков особенно укрепилось при Аюка- хане - современнике Петра Первого, которому Аюка-хан оказал помощь в персидском походе калмыцкой конницей. Калмыки принимали участие почти во всех войнах России. Так, в Отечественную войну 1812 г. в русской армии участвовало три полка калмыков, которые вместе с русскими войсками вступили в Париж. Калмыки участвовали в крестьянских восстаниях под руководством Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачева.

После смерти Аюка-хана царское правительство стало оказывать более сильное влияние на внутренние дела Калмыцкого ханства. Оно поручило русскому духовенству насаждать здесь православие (был крещен даже сын Аюка-хана, получивший имя Петра Тайшина) и не препятствовало заселению земель, отведенных ханству, русскими крестьянами. Это вызывало конфликты между калмыками и русскими поселенцами. Недовольством калмыков воспользовались представители их феодальной верхушки во главе с Убуши-ханом, который в 1771 г. увел большинство торгоутов и хошеутов из пределов России в Центральную Азию.

Калмыков осталось немногим более 50 тыс. человек - 13 тыс. кибиток. Они были подчинены астраханскому губернатору, а Калмыцкое ханство было ликвидировано. Донские калмыки, получившие название «бузава», были приравнены в правах к казачеству.

Во время крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.) в районе Царицына (ныне Волгоград) в рядах повстанцев сражалось более 3 тыс. калмыков; происходили волнения и среди калмыков, обитавших по левой стороне Волги. Калмыки оставались верными Пугачеву вплоть до самых последних дней крестьянской войны.

В XVIII-XIX вв. много русских крестьян и казаков переселилось из других губерний России в Астраханский край, занимая калмыцкие земли. В дальнейшем царское правительство продолжало урезать территории, ранее отведенные калмыкам. Так, в Болыпедербетовском улусе более чем из 2 млн. десятин земли, бывшей в пользовании калмыков в 1873 г., к 1898 г. осталось только 500 тыс. десятин.

В начале XX в. большинство калмыков жило на территории Астраханской губ. Астраханский губернатор, назначавшийся одновременно и «попечителем калмыцкого народа», управлял калмыками через заместителя по калмыцким делам, называвшегося «заведующим калмыцким народом». К этому времени прежние улусы раздробились на более мелкие; в Астраханской губ. было уже восемь улусов, которые приблизительно соответствовали русским волостям. Всеми хозяйственными, административными и судебными делами калмыков ведали русские чиновники.

В расселении калмыков еще сохранялись черты старого родоплеменного деления. Так, на севере и западе продолжали жить потомки дербе- тов, прибрежные (юго-восточные) районы занимали торгоуты, левый берег Волги - хошеуты. Все они подразделялись на более мелкие, родственные по происхождению группы.

У калмыков не было частной собственности на землю. Номинально землевладение было общинным, но фактически землей, лучшими ее пастбищами распоряжалась и пользовалась эксплуататорская верхушка калмыцкого общества, состоящая из нескольких прослоек. На верхней ступени социальной лестницы стояли нойоны - потомственная местная аристократия, которая до положения 1892 г. об отмене в Калмыкии феодальной зависимости простолюдинов, наследственно владела и правила улусами.

Нойоны, лишенные в конце XIX в. царской администрацией власти, вплоть до Великой Октябрьской революции сохраняли большое влияние среди калмыков.

Улусы подразделялись на более мелкие административные единицы - аймаки; во главе их стояли зайсанги, власть которых наследовали сыновья, и аймаки дробились. Но с середины XIX в. по постановлению царского правительства управление аймаком могло передаваться только старшему сыну. В результате появилось много безаймачных зайсангов, которые нередко становились бедняками. К феодальной верхушке принадлежала и большая часть буддийского духовенства, жившая при монастырях (хурулах), которые владели лучшими пастбищами и огромными стадами. Остальная масса калмыков состояла из рядовых скотоводов, большинство их имело мало скота, а часть и совсем его не имела. Бедняки были вынуждены либо наниматься в батраки к богатым скотоводам, либо идти работать на рыбные промыслы к русским купцам. На предприятиях астраханских рыбопромышленников Сапожниковых и Хлебниковых к концу XIX в. калмыки составляли, например, около 70% рабочих.

Калмыки исповедовали ламаизм (северная ветвь буддизма), еще в XVI в. проникший из Тибета в Монголию и воспринятый ойратами. Ламаизм играл большую роль в жизни калмыков. Ни одно событие в семье не обходилось без вмешательства представителей духовенства-гелюнгов. Гелюнг давал имя новорожденному. Он определял, может ли состояться брак, сопоставляя годы рождения жениха и невесты по животному циклу календаря. Считалось, например, что если жених родился в год дракона, а невеста - в год зайца, брак будет удачным, а если, наоборот, то брак не может быть заключен, так как «дракон сожрет зайца», т. е. мужчина не будет главой в доме. Гелюнг указывал и счастливый день свадьбы. К больному звали только гелюнга; в похоронах тоже участвовал гелюнг.

В Калмыкии было много ламаистских монастырей (хурулов). Так, в 1886 г. в Калмыцкой степи насчитывалось 62 хурула. Они составляли целые поселки, включавшие буддийские храмы, жилища гелюнгов, их учеников и помощников, а часто и хозяйственные постройки. В хуруле сосредоточивались предметы буддийского культа: статуи Будды, буддийских божеств, иконы, религиозные книги, в том числе священные книги буддистов «Ганджур» и «Данджур», написанные на непонятном для большинства калмыков языке. В хуруле будущие священники изучали тибетскую медицину, буддийскую мистическую философию. По обычаю калмык обязан был посвятить в монахи одного из сыновей с семилетнего возраста. Содержание хурулов и многочисленных монахов ложилось тяжелым бременем на население. В качестве приношений и вознаграждений за богослужения в хурулы поступали большие средства. Хурулы имели огромные стада крупного рогатого скота, овец и табуны лошадей, которые паслись на общинной территории. Их обслуживало множество полукрепостных батраков. Буддийские ламы, бакши (священники высших степеней) и гелюнги воспитывали в калмыках пассивность, непротивление злу, покорность. Ламаизм в Калмыкии был важнейшей опорой эксплуататорских классов.

Наряду с ламаистским в Калмыкии действовало и христианское духовенство, пытавшееся обратить калмыков в православие. Если калмык крестился, ему давали русские имя и фамилию. Крещеному предоставлялись незначительные льготы, выдавалось единовременное пособие на обзаведение хозяйством. Поэтому часть калмыков крестилась, вынуждаемая к этому необходимостью. Однако крещение было для них формальным обрядом и ничего не меняло в их сложившемся ранее мировоззрении.

В конце XIX - начале XX в. калмыцкие хозяйства довольно интенсивно втягивались в систему общерусской экономики, воздействие которой возрастало с каждым годом. Калмыкия становилась источником сырья для легкой промышленности России. Капитализм постепенно проникал и в сельское хозяйство калмыков, что резко ускорило процесс социального расслоения скотоводов. Наряду с патриархально-феодальной верхушкой (нойонами и зайсангами) в калмыцком обществе появились капиталистические элементы - крупные скотопромышленники, разводившие сотни и тысячи голов товарного скота, и кулаки, применявшие труд наемных рабочих. Именно они были главными поставщиками мяса на внутренние и заграничные рынки.

В селениях, расположенных на Ергенинской возвышенности, особенно в Малодербетовском улусе, начало развиваться товарное земледелие. Присваивая земли, богатеи получали доходы с пашен и стада. Накануне первой мировой войны в центральные губернии России отправлялись сотни вагонов хлеба, арбузов и дынь. Обедневшие скотоводы уходили на заработки за пределы своих аймаков, на рыбные промыслы и солеломни озер Баскунчак и Эльтон. По официальным данным, из улусов ежегодно уходило 10-12 тыс. человек, из них не менее 6 тыс. стали кадровыми рабочими астраханских рыбопромышленных предприятий. Так начался процесс формирования рабочего класса среди калмыков. Наем калмыков был очень выгоден рыбопромышленникам," так как их труд оплачивался дешевле, а рабочий день длился с восхода до захода солнца. Русские рабочие помогали калмыкам осознавать свои классовые интересы и вовлекали их в совместную борьбу против общего врага - царизма, русских помещиков, капиталистов, калмыцких феодалов и скотопромышленников.

Под влиянием калмыцких рабочих возникали революционные волнения среди скотоводов в Калмыцкой степи. Они протестовали против колониального режима и произвола местной администрации. В 1903 г. произошло волнение калмыцкой молодежи, обучавшейся в астраханских гимназиях и училищах, о котором сообщалось в ленинской газете «Искра». В ряде улусов состоялись выступления крестьян-калмыков.

Накануне Октябрьской социалистической революции положение трудовой массы калмыков было чрезвычайно тяжелым. В 1915 г. около 75% калмыков имели очень мало или вовсе не имели скота. Кулаки и феодальная знать, составлявшие всего 6% общего числа калмыков, владели более 50% поголовья скота. Нойоны, зайсанги, духовенство, скотопромышленники, торговцы и царские чиновники хозяйничали бесконтрольно. Калмыцкий народ был административно разделен по различным губерниям Российской империи. Восемь улусов входили в состав Астраханской губ. Еще в 1860 г. Болыпедербетский улус был присоединен к Ставропольской губ., со второй половины XVII в. около 36 тыс. калмыков жили на территории Области Войска Донского и несли казачью службу вплоть до 1917 г., часть калмыков обитала в Оренбургской губ., в северных предгорьях Кавказа, по рекам Кума и Терек. Пришедшее к власти в феврале 1917 г. буржуазное Временное правительство не облегчило положения калмыков. В Калмыкии оставался прежний чиновничий аппарат.

Только Великая Октябрьская социалистическая революция освободила калмыков от национально-колониального гнета.

В годы гражданской войны калмыки внесли свой вклад в освобождение страны от белогвардейцев. В ответ на обращение «К братьям калмыкам», в котором В. И. Ленин призывал их к борьбе против Деникина, калмыки стали вступать в Красную Армию. Были организованы специальные полки калмыцкой конницы. Их командирами стали В. Хомутликов, X. Кануков. На фронтах гражданской войны прославился сын калмыцкого народа О. И. Городовиков. Эти имена, так же как и имя женщины-бойца Нармы Шапшуковой, широко известны в Калмыкии.

Еще в годы гражданской войны была образована Калмыцкая Автономная область в составе РСФСР (декрет Советского правительства от 4 ноября 1920 г., подписанный В. И. Лениным и М. И. Калининым).

В 1935 г. Калмыцкая автономная область была преобразована в Калмыцкую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. лучшие.сыны калмыцкого народа сражались против немецко-фашистских захватчиков на многих фронтах в составе различных частей и в калмыцкой кавалерийской дивизии, а также в партизанских отрядах, действовавших в Крыму, в брянских и белорусских лесах, на Украине, в Польше и Югославии. На средства трудящихся Калмыцкой АССР была создана танковая колонна «Советская Калмыкия». Однако в 1943 г., в период культа личности Сталина, Калмыцкая республика была ликвидирована, калмыки были выселены в различные области и края Сибири. Это было решительно осуждено XX съездом КПСС. В январе 1957 г. была вновь создана Калмыцкая автономная область, а в июле 1958 г. она была преобразована в Калмыцкую АССР.

В 1959 г. за успехи, достигнутые калмыками в хозяйственном и культурном строительстве, Калмыцкая АССР в связи с 350-летием добровольного вхождения калмыков в состав России была награждена орденом Ленина.

От Тамерлана до исхода
Три века назад английский историк Гиббон уверял, что именно калмыки остановили продвижение Александра Македонского по Центральной Азии. Версия эта яркая, но путаная и малообоснованная.
Реально подтвержденная история калмыков начинается с 13-го века. В частности, биографы Тамерлана отмечают, что юность знаменитого полководца прошла в насыщенной приключениями борьбе с оккупировавшими его Родину калмыками.
Немудрено, что, разобравшись с «оккупантами», натренированный Тамерлан разгулялся по всей Средней Азии не на шутку…
В то время, когда эмир-Тамерлан обосновывался в своей новой столице – Самарканде – в запуганной им Монголии разворачивалась междоусобная чехарда. По степям и долам текли ручьи крови, ханы побеждали ханов. Всеобщая хана оказалась столь серьезной, что Монголия разделилась на две части: Западную и Восточную. Восток продолжал разбрасывать стрелы и камни, на Западе же войны прекратились: день победы настал для смекалистых калмыков.

Западные триумфаторы, как выяснилось, оказались не только смекалистыми, но и деятельными, а потому вскоре они сплотили вокруг себя соседние монголо- и тюркоязычные племена (кстати, по-тюркски калмыки – это ойраты).
Калмыки жили и, в основном, не тужили: как только начинали тужить, так сразу двигались в грабительские походы на феодальные племена Востока. Или отправлялись южнее – в Китай.
К середине 15-го века калмыки осмелели настолько, что в одном из южных походов пленили незадачливого китайского императора – Ин-цзуна.
К этому времени уже безо всяких условностей сложилась калмыцкая (ойратская) народность, обладающая общим языком, единым культурным и экономическим пространством.
В конце 16-го – начале 17-го века калмыкам стало и скучно, и тесно (по степным понятиях), а потому они начали мощную экспансию по направлению к Европе. Они небыстро, но верно перемещались через южную Сибирь, Урал и Среднюю Азию к Волге и Дону. К середине 17-го века экспансивные кочевники занимали поистине огромную территорию: от Енисея до Дона (с востока на запад) и от Урала до Индии (с севера на юг). В 1640 году на съезде калмыцких ханов было принято Великое Степное Уложение – общекалмыцкий свод законов, который устанавливал единое правовое пространство. Величайшая империя кочевников была именована Джунгарским ханством.
Но время единой империи было недолгим: от Джунгарского ханства откололась самая западная его часть – поволжская. Она и была названа Калмыцким ханством. В настоящее время поволжских калмыков принято именовать именно калмыками, а прочих калмыков – ойратами.
Перед вами карта Джунгарии, датированная 1720 годом:

Как видно, Калмыцкое ханство в Джунгарию не вошло, больше того, оно и в районе Поволжья никак не обозначено. Казус? Нисколько: признание российских властей эта автономия получила несколько позднее, во времена императрицы Елизаветы Петровны.
Поволжские калмыки… Вскоре после своего признания они стали исправно служить русским самодержцам и защищать южные границы России – от турок и прочих горячих парней. Однако несмотря на все свои достойные дела, взаимности московских властей они не снискали, размеры же «налогов» неотступно увеличивались. В результате к 1771 году возникла ситуация, весьма напоминавшая обстановку перед исходом евреев из Египта.
Обиды – обидами, но выживать-то как-то надо… И, попрятав свою гордость по кисетам и карманам, большая часть калмыков (без резни младенцев и прочей противной буддизму мсти) двинулась по направлению к остаткам Джунгарии.
Вот как об этом написал Сергей Есенин:

Вам не снился тележный свист?
Нынче ночью на заре жидкой
Тридцать тысяч калмыцких кибиток
От Самары проползло на Иргис.
От российской чиновничьей неволи,
Оттого, что как куропаток их щипали
На наших лугах,
Потянулись они в свою Монголию
Стадом деревянных черепах.

Замечу, что «своей Монголией» Есенин по ошибке назвал Джунгарию (территория современного северного Китая).
Но калмыки ушли далеко не все. Часть из них осталась, о чем свидетельствуют, например, показания других поэтов (в данном случае современников): Александра Пушкина, проговорившегося фразой «И друг степей калмык» и Федора Глинки: «Я видел, как коня степного на Сену пить водил калмык» – это о событиях 1813 года.

«Людоедов, людоедов везут!»
Европейская калмыцкая автономия была возрождена в 1920 году. Сделано это было, понятно, Советской властью. Но та же Советская власть устроила и повторный калмыцкий исход, точнее насильственный увоз: 27 декабря 1943 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой СССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР»:

Из текста указа:
Учитывая, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Калмыцкой АССР многие калмыки изменили Родине, вступали в организованные немцами воинские отряды для борьбы против Красной Армии, предавали немцам честных советских граждан, захватывали и передавали немцам эвакуированный из Ростовской области и Украины колхозный скот, а после изгнания Красной Армией оккупантов организовывали банды и активно противодействуют органам Советской власти по восстановлению разрушенного немцами хозяйства, совершают бандитские налеты на колхозы и терроризируют окружающее население, – Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Всех калмыков, проживающих на территории Калмыцкой АССР, переселить в другие районы СССР, а Калмыцкую АССР ликвидировать…
Председатель Президиума Верховного Совета СССР – (М.Калинин).
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР – (А.Горкин).

Подоплека указа такова: 11 февраля 1943 года на заседании ГКО товарищ Берия доложил, что будто бы летом 1942 года бойцы 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии в массовом порядке переходили на сторону немцев.
Это было сознательной неправдой. Факты перехода калмыцких кавалеристов на сторону немцев, безусловно, были. Но в целом эта дивизия сражалась достойно.
Самопожертвенный героизм калмыков признавали даже фашисты. Цитата из книги американской писательницы Анны-Луизы Стронг: «По странной иронии судьбы первые красноармейцы, упомянутые в берлинской прессе за сумасшедший героизм, были не русские, а калмыки.
Нацистская высшая раса должна была признать, что по какой-то непонятной причине из этой «низшей» расы вышли герои войны».
К национальной дивизии и без того отмечалось особое отношение (например, ее выставляли «пушечным мясом» против танковых подразделений), а после бериевского навета ее и вовсе расформировали… Это переполнило чашу терпения недовольных Советской властью, и, как следствие, мнение какой-то части калмыков о Советах стало сугубо негативным. И, тем не менее, на оккупированной территории не прекращали действовать калмыцкие партизанские отряды, тысячи калмыцких воинов продолжали самозабвенно сражаться в рядах Красной Армии.
А в это время фашисты занялись активным формированием одной из своих антисоветских надежд и опор – Калмыцкого Кавалерийского Корпуса. В корпус удалось привлечь более шести тысяч солдат и офицеров. И он начал заинтересованно воевать. Нет, в настоящих боевых действиях он участвовал лишь дважды. Этот корпус «воевал» с населением захваченных немцами Украины и юга России – ему поставили задачу поддерживать порядок в тылу.
Есть сотни свидетельских показаний о бесчинствах калмыков-предателей. Например, ради веселья калмыцко-фашисткий кавалерист мог бросить гранату в телегу, везущую мирных украинок.
В отместку Советская власть без разбору наказала весь этнос. Операция называлась "Улусы"…
Через несколько недель после издания указа – зимой 1944 года – все калмыцкие города, хотоны и поселки опустели. Кроме мирного населения в Сибирь были сосланы и многие калмыки-красноармейцы – их массово отзывали из воюющих частей. В этих случаях сердитым Советам приходилось быть безжалостно-циничными, например вот этот человек был отозван с руководящей должности в СМЕРШ с формулировкой: "За несоответствие занимаемой должности в связи с умственной неполноценностью":

А раз такое несоответствие, то в Сибири ему было поручено валить лес. О судьбе Михаила Кекедеевича нам рассказала жена его родного брата, в свое время тоже депортированная в Омскую область, ныне – смотрительница Калмыцкого краеведческого музея.
Также она рассказала о том, как депортированных встречали местные жители ("людоедов, людоедов везут!"), о том, как, вскоре разобравшись, омичи, новосибирцы и красноярцы помогали растерянным и неприспособленным к холодам южанам элементарно выживать, о том, что, несмотря на такое участие, при депортации и во время сибирских тягот (тяжелая работа, недоедание, проживание в бараках и помещениях для скота) погибла большая часть сосланных.

Экспозиция "О калмыцком сибирском быте":

Подписка переселенки:

Но мы никого не виним, – говорит эта мудрая женщина. Такое было время, такие порядки. А о сибиряках у нас вообще очень хорошие воспоминания. И сейчас мы особенно чутко ценим добрые отношения с народами, рядом с которыми живем.
В 1957 году, во времена хрущевской оттепели, калмыкам разрешили-таки вернуться на южную Волгу. Знакомая доктор, которая с 51 по 57 годы жила в селе Садовом и работала терапевтом и дерматовенерологом, рассказывала, что возвращались калмыки хоть и окрыленными надеждами, но изможденными и болезненными, например, более чем у половины из них были кожные заболевания, в частности, чесотка. Селились возвращенцы в свободные дома, зачастую не в те, которые покинули (там жили русские), а где-нибудь по соседству, что не могло не сказаться на межэтнических отношениях.
И Александра Федоровна с мужем, как и многие русские, уехала – "пора пришла".
Долгие годы ситуация в республике не могла прийти в норму: не было полноценной реабилитации. А в 60-80-х Советская власть вдруг вздумала проводить пропагандистскую кампанию с целью вызвать у калмыков стойкое чувство вины – за бесчинства Калмыцкого Кавалерийского Корпуса. Ведь виноватый – он послушный и хорошо управляемый.
Дело доходило до смешного. Напомню об анекдотичной истории 80-х, которую наперебой пересказывали "вражеские голоса".
Восточная Украина. Очередной показательный процесс против участников ККК. На скамье подсудимых несколько немолодых офицеров кавалерийского корпуса. На трибуне пострадавший – энергичный хохол, который во времена войны был еще безусым подростком. В зале поддержка обвинения – делегация калмыцких прокуроров и много-много публики.
Судья обращается к пострадавшему:
- Товарищ Растакойко, Вы узнаете обвиняемых?
- Да ваша честь, – отвечает украинец и показывает рукой на калмыцких прокуроров. – Я их узнаю.

От молодости батыра до зрелости Кирсана
С началом перестройки Стране Советов стало не до национальной политики. А потому Калмыкию оставили в покое. Затем в Москве появился Ельцин на броневике, и вскоре кто-то из них (то ли Ельцин, то ли броневик) пророкотал: "Берите независимости столько, сколько заходите!".
Фраза была обращена к национальным образованиям.
Понятно, что тут же развернулось соревнование "кто возьмет больше, что возьмет лучше". Понятно, что самым ухватистым образованием оказалась Чечня. Но Калмыкия отставала ненамного: вместе с Татарстаном она входила в призовую тройку.
В 1992 году Калмыцкая АССР была названа Республикой Калмыкия. Через год в РК прошли выборы президента, на которых убедительно победил обаятельный молодой человек с сомнительной предпринимательской репутацией – Кирсан Илюмжинов.
С этого события пошел отсчет параллельного взросления – президента и молодой республики.
Первые годы правления Илюмжинова сопровождались загадочными смертями его бывших коллег по бизнесу (Архаков, Баянов) и политических оппонентов (Юдина), неслучайными встречами с россиененавистниками, например, Басаевым, неразрешенной эмиссией местным Хальмг Тачин Келн Усин банком, что российский Центробанк приравнял к хищению…

Калмыцкая пресса представляла Илюмжинова новым Джангаром – легендарным народным героем. Простые люди рассказывали о том, какой он могущественный, проницательный и заботливый.
Помню, как в 98-м году хозяйка элистинского ресторанчика уверяла меня, что батыр-Кирсан через пару лет построит в Калмыкии настоящую Джунгарию, что он мудр, как Будда, и справедлив, как Солнце, что в этом мире извечных реинкарнаций он не забывает ни о ком. Например, когда калмык выходит из тюрьмы, Кирсан ему ррраз! – и ключи от квартиры: мол, живи добрый человек и о воровстве забудь.
Я не удержался от вопроса:
- Так что, для того чтобы калмыку получить квартиру, нужно сначала сесть в тюрьму?
Глаза хозяйки забегали, и она поспешила меня заверить:
- Вовсе нет. Он и не сидевшим квартиры дает…
Апофеозом сложного этапа взросления Кирсана стало объявление о вероятности выхода Калмыкии из России и установление памятника Великому комбинатору, то есть, что понятно и без подстрочника – себе любимому, точнее – своей важной ипостаси.
И тут федеральная власть рассердилась, ох рассердилась…
Хан Кирсан оказался очень догадливым и потому буффонаду свою оперативно уменьшил до приемлемого уровня.
Москва не менее оперативно заметила положительные перемены и наградила Илюмжинова возможностью благоустройства республики, Калмыкии было позволено активничать в роли свободной экономической зоны (уже закрыта), а кроме этого – жить в большой-пребольшой кредит (нынешний долг – 13,5 миллиардов рублей).
Неприятные Кирсану уголовные дела были успешно развалены, патронированием шахмат ему разрешили заниматься настолько, насколько организаторских способностей хватит.
Приветствовались и буддийские начинания, в результате то здесь, то там засияли крыши хурулов и ротонд.
Республика стала взрослее и увереннее в себе, таким же стал и ее харизматичный глава. И даже не верится в то, о чем написано в Компромат.ру, тем более что сайт этот любит лукаво ошибаться.
А верится, понимается и чувствуется, что людям калмыцким сейчас живется вольготнее, честнее и лучше, нежели несколько лет назад.
Им, последние несколько веков культивирующим дружелюбие и симпатию ко всему живому, бояться почти нечего: уровень преступности – один из самых низких в Южном федеральном округе. В центре вечерней Элисты курящего или пьющего пиво подростка ссыкать довольно сложно – подобной картины я не видел ни в одном из российских и прочих европейских городов.
Национальные и буддийские традиции возобновляются не столько для внешнего эффекта (что для большинства калмыков противоестественно), сколько для себя, для семьи, для будущего.

Зеленая, навеки золотистая и пурпурная Элиста радует и хозяев, и все более многочисленных приезжих, на ровных и чистых улицах множество цветов, памятников и улыбок. История Калмыкии вышла из своего последнего виража и начала вращение вперед.
Степь, в степи люди, у людей спокойная радость. Она зовет, а ей навстречу степь, в степи люди, у людей спокойная радость…

Продолжение следует. В следующей части я расскажу о буддизме и его европейском анклаве.

Калмаки. Анализ источников позволяет сказать, что слово калмак, по-видимому, впервые появляется в «Зафар-наме» Шереф ад-дина Йезди, где пишется, что после изгнания ханов династии Юань из Пекина, в их владении остались только коренные области – Каракорум и Калмак. В той же летописи сообщается, что на приеме у амира Тимура, когда его ставка находилась в Отраре, среди иностранных послов был представитель от калмаков Тайзи- оглан – потомок Угедай-каана. В трудах Мирза Мухаммад Хайдара со ссылкой на более ранние источники отмечалось, что Чингис-хан свои исконные земли, состоящие из Каракорума и Калмака, передал Угедею. А из летописей Рашид-ад-дина известно, что Угедею достались земли от Кангая до Тарбагатая, т.е. бывшие владения найманов.

Следующие по времени сведения о калмаках содержатся в «Шаджарат ал-атрак» (родословие тюрков), составленном в 1457 г. где пишется, что святой Сейид-Ата всех подданных Султан-Мухаммед Узбек-хана, принявших ислам, «привел в сторону областей Мавераннахра, а те несчастные, которые отказались… и остались там, стали называться калмак, что значит «обреченный оставаться». …По этой причине с того времени пришедшие люди стали называться узбеками, а люди, которые остались там, – калмаками». Конфликт, возникший в Золотой Орде на религиозной почве, излагается в сочинении «Продолжение «Сборника летописей» Рашид-ад-дина, написанном примерно в то же время: «Причиною вражды эмиров к Узбеку было то, что Узбек постоянно требовал от них обращения в правоверие и ислам и побуждал их к этому. Эмиры же отвечали ему на это: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон (тура) и устав (ясык) Чингиз-хана и перейдем в веру арабов?» Он (Узбек) настаивал на своем, они же, вследствие этого, чувствовали к нему вражду и отвращение и старались устранить его…». В итоге, Узбек-хан, скрытно собрав войско, одержал победу над своими противниками. Имеется также короткое известие в сочинении Абд-ар-раззак Самарканди о прибытии в январе 1460 г. к хулагиду Абу-Са’ид хану в г. Герат послов из Калмыцкой земли и Дешт-и-Кипчака. В других источниках сообщается о крупном поражении, нанесенном в 1461–1462 гг. калымакским тайши Уз-Тимуром шайбаниду Абулхайр-хану. Некоторые подробности о взаимоотношениях моголов и калмаков (ойратов) приводятся в сочинении Мирза Мухаммад Хайдара «Та’рих-и Рашиди». Следующие сведения о калмаках и соседних с ними народах имеются в сочинении османского писателя Сейфи Челеби. Они в основном относятся к 50–70-м гг. XVI в. Страна калмаков, как он писал, «расположена на одной из сторон Хитая. Имя правителя Угтай, по прозванию Алтун». Итак, слово калмак (и его варианты) появилось в сочинениях мусульманских авторов не позднее конца XIV столетия. Для сравнения: в работах европейских путешественников 2-й половины XIII в. (Плано Карпини, Вильгельм Рубрук, Марко Поло) употреблялись названия татар, монгол (моал) и также ойрат (в формах гориат, войрат), калмак не встречается. В географическом значении тюркский термин «кал-мак», в сочетании со словами «земля, становище», использовалось в отношении Улуса Угедея, куда входила территория Алтая, являющаяся прародиной древних тюркских племен. В этническом значении слово калмак первоначально применялось в отношении людей, живущих на исконной, коренной земле предков (Алтае-Кангае). В сочинениях мусульманских авторов оно использовалось также в отношении народов (племен), которые придерживались старых норм и обычаев, унаследованных со времен Чингис- хана. Так, в период обострения политической борьбы в Золотой Орде, это слово применялось к представителям старой степной аристократии. Примерно с середины XV в. термин калмак (калмык) закрепилось за ойратами и другими немусульманскими народами Джунгарии и соседних областей Монголии. В сочинениях российских авторов слово калмак (калмык) стало употребляться с XVI в. После основания городов Тобольска и Томска русские воеводы вступили в прямые контакты с ойратскими («калмакскими, зенгорскими») тайшами, кочевья которых доходили до низовья Иртыша и левобережья Оби. С тех пор в официальных российских документах в отношении верхне-обских теленгутов и других племен междуречья Оби и Иртыша стали использовать термины «белые калмаки» и «чёрные калмаки)». Белыми называли верхнеобских теленгутов, князья которых периодически заключали своеобразные военно-политические договора с западносибирскими воеводами, как с представителями «белого царя». После переселения в 1710-х гг. большинства при-обских теленгутов вглубь территории Джунгарского ханства стали использовать термины зенгорские (зонгарские) калмаки, зенгорские канкаракольские калмаки и т.п. После присоединения Горного Алтая к Российскому государству в 1756–1757 гг. алтайцы (теленгуты, уран-хайцы), бывшие джунгарские подданные, в официальных документах и литературе назывались алтайскими калмыками. Однако они себя продолжали называть теленгетами и ойротами, наряду с локально-территориальными наименованиями. Парадоксы истории Парадоксы истории таковы, что этноним калмыки (хальмг) закрепился за потомками торгоутов и дербентов, переселившихся в начале XVII в. с Джунгарии на Нижнее Поволжье. А, ёмким и овеянным славой, словом ойрат (ойрот) сейчас ни один народ себя официально не называет. Однако историческая память жива, и теперь под словом ойраты воспринимается этнокультурное сообщество ряда монголоязычных народов, живущих в Монголии, Китае и России.

Николай ЕКЕЕВ, директор Бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова», Республики Алтай, РФ

Не так часто в Европе встречаются люди, говорящие на И практически все они проживают в Республике Калмыкия. Народ калмыки пришел на земли, некогда называвшиеся После их прихода в 17 веке эта территория стала называться Калмыцкой степью. Сегодня это Республика Калмыкия. На карте указано точное ее расположение.

История

Необычные люди - калмыки. История народа уходит корнями в прошлое. Начинается она с Азии. Калмыки - выходцы из западно-монгольских племен, называемых ойратами. Они, в свою очередь, вошли в огромную монгольскую империю, созданную Чингисханом. Ему удалось объединить практически все народности, проживающие в то время на территории Центральной Азии.

Ойраты поддерживали Чингисхана в его завоевательных походах на Русь, Кавказ, Китай, Азию и Корею. Тогда же и были созданы группы войсковых подразделений, в которых по наследству передавались обязанности. Со временем эти подразделения превратились в этногруппы, которые до сих пор существуют. Сегодня они, возможно, не обладают такой значимостью, как раньше, так как в большей степени связаны с завоеваниями. Например, есть группа торгоуты. Так называли людей, которые составляли охрану монгольских ханов. Группа хошеутов состояла из тех, кто входил в переднюю часть войска, дербеты - это конная армия.

Монгольская империя была огромной. Внутренние неурядицы здесь были нормой. Со временем они и стали причиной ее раскола. Ойратские ханы отказались подчиняться Великому монгольскому кагану.

Устои религии калмыков

До 17 века калмыки исповедовали шаманизм. Но активная деятельность миссионеров из Тибета поспособствовала тому, что большинство калмыков приняла буддизм. Но и это не помогло сохранить целостность монгольского народа. Междоусобные войны продолжались. Тем не менее, буддизм, ламаизм широко распространились на территории современной Калмыкии.

Калмыцкое ханство входило в состав России до 1771 года. На ранних этапах его существования российские правители не придавали особого значения внутреннему устройству. Вероисповедание калмыков было свободой их выбора, и государство не вмешивалось в их культуру. Но со временем правители России стали предпринимать меры и поощрять тех, кто принимал православие. Калмыкам, прошедшим обряд крещения, разрешалось уходить в другие города и села России.

В конце 18 века Российское государство усилило вмешательство во внутреннюю жизнь Калмыцкого ханства, постепенно ограничивая права калмыков, и в 1771 году оно было полностью ликвидировано. В то же время правительством России была проведена реорганизация управления калмыками. Традиции и права калмыцкого народа полностью сохранялись. При была создана Экспедиция калмыцких дел, которая и занималась управлением улусов. Позже, в 1847 году, судьба калмыцкого народа зависела от Министерства государственного имущества.

Калмыки. Вероисповедание

Правительство России старалось не давить на калмыцкий народ в вопросах обращения их в христиан. До революции среди калмыков сохранялись права буддийского духовенства, которые были заложены еще в 1640 году. Со временем и в православную веру начали обращаться калмыки. Религия начала стремительно распространяться после открытия в Астрахани духовной семинарии, поскольку Калмыкия территориально находилась в составе Астраханской епархии. Тогда российское правительство приняло меры по созданию миссии, обращающей калмыков в христиан. В середине 19 века миссионерское движение достигло своего апогея. В духовных семинариях начали преподавать калмыцкий язык. В 1871 году начал свое существование Православный миссионерский комитет, усилиями которого было организовано училище и открыт приют, где могли жить калмыки. Религия глубоко изменила судьбу калмыцкого народа. Люди могли получать достойное образование. Со временем училище превратилось в огромную миссионерскую школу, где готовили учителей и проповедников, которые должны были передавать духовные знания в калмыцких поселениях.

Не особо активно принимали столь революционные нововведения калмыки. Будда оставался для большинства калмыцкого народа основным Богом. Православие представлялось, в основном, выходцами из России. Свои глубинные традиции не хотели менять калмыки. Вероисповедание также сложно было изменить. Какую религию исповедуют калмыки? На этот вопрос однозначного ответа нет. Есть среди калмыков и православные, и буддисты, и даже шаманы.

Трудности калмыцкого народа

Приход коммунистов к власти благоприятно отразился на истории калмыцкого края. Именно они восстановили единство и вернули государственность калмыкам. 1926 год положил начало Калмыцкой автономной области, которая впоследствии стала называться Калмыцкая АССР. Но религиозная жизнь калмыков в то время сильно пострадала. Любая религиозная деятельность строго притеснялась. В духовном плане небывалые трудности переживали калмыки. Религия к середине 30-х годов была полностью ликвидирована. В 1943 году калмыцкий народ был депортирован в различные части России. А на их территорию пришли русские. И только спустя 10 лет калмыки вновь смогли вернуться на свою землю. Калмыцкая АССР вновь обрела жизнь. Но легальной религии на территории поселения так и не было вплоть до 80-х годов. Духовные притеснения все же ощущали калмыки. Религия христианства начала возрождаться только в 1984 году. Началом этому послужило открытие православного прихода в селе Приютное. Это ознаменовало переход Калмыкии в Среди калмыцкого населения стали появляться новые общины, такие как баптисты и пятидесятники. В Калмыкии существует также и буддийская община, которая образовалась еще в 1988 году.

Особенности культуры калмыков

Несмотря на многочисленные трудности и ни на миг не забывали своих традиций калмыки. Религия и культура этого народа всегда были связаны незримой нитью. Калмыков было сложно обратить в христианскую веру. Вековые традиции давали о себе знать. Ведь многие годы на этой земле исповедовали шаманизм. Это нельзя вырвать из сердца настоящего калмыка. Особенность культуры этого населения и сегодня находит отражение в монгольских поселениях. Современное калмыцкое общество постепенно утрачивает традиционную принадлежность, но все же есть обычаи, которые сохранились и до сегодняшнего дня.

Традиционные особенности

Огонь для калмыков считается священным элементом. О нем не раз упоминается в обрядовых произведениях народа Калмыкии. Глубинные традиции, обряды и культура калмыков позволяют говорить о них, как о самостоятельной этнической группе.

Огонь для калмыцкого народа считался олицетворение Бога Солнца. Поэтому здесь существуют некие запреты, например, переступать через огонь или плевать на него считается греховным поступком. Запрещается тушить огонь водой. Необходимо подождать, пока он сам не потухнет. Допускается засыпать огонь песком или землей.

Поклонение огню считалось особым ритуалом. Калмыки даже совершали определенные ритуалы, чтобы умилостивить огонь. Это были своего рода жертвоприношения. Культ огня - это национальная особенность калмыков. Описана она во многих исторических произведениях. Без огненного жертвоприношения не обходилась ни одна свадьба или похороны. И сегодня можно увидеть обряды, на которых жрец предлагает огню животное и читает специальные молитвы. За это он просит благословения Богов о даровании счастья в семейной жизни своей дочери.

Похоронный обряд также не проходит без огненного жертвоприношения. На седьмой и сорок девятый день после погребения родственники умершего должны принести в жертву огню барана, кормя таким образом усопшего родственника. Калмыки искренне верят в то, что огонь является неким проводником между живым миром и тонкими материями.

Поклонение огню

Калмыки твердо верят в то, что огонь обладает божественной силой. Именно поэтому ни один очистительный обряд не обходится без участия огня. Такие обряды описаны даже в классических произведениях. Например, в произведении А. Амур-Санана описывается огненный обряд, защищающий путников в дороге. В разгоревшиеся костры насыпают по горсти соли. Затем между двумя кострами пропускают скот, а за ним уже едет повозка. Сегодня калмыки огнем также очищают свои жилища, обнося его вокруг дома с востока на запад. После похорон следует также совершить очистительный ритуал огнем, подержав над ним руки.

Язычество и буддизм в культуре калмыков прочно переплетаются. Язычество говорит об огне, как о представителе Бога Солнца, точнее, в язычестве это и есть сам Бог Солнца. Поэтому ему следует приносить в жертву все продукты, имеющие теплую природу. Это может быть масло, жир, горячительные жидкости. Буддийская традиция представляет огонь как символ мудрости. Считается, что с его помощью можно сжечь всякое невежество.

Характер калмыцкого народа

Калмыки, как и другие этнонародности, имеют свой неповторимый характер. Во-первых, они очень открыты. Таких людей называют экстравертами. Во-вторых, они практичны и рациональны. Присущ калмыкам и некий максимализм. Калмык всегда стремится к большим делам. Он не будет тратить свое внимание и время на реализацию мелких проектов. Глобальность, грандиозность и масштабность - все это находит отражение в сердце настоящего калмыка.

Калмыки - достаточно оригинальный народ. При любой возможности они стремятся проявить свой индивидуализм и обратить на себя как можно больше внимания. Вместе с тем, калмыцкий народ с огромным уважением относится к самолюбию других людей.

Калмыки активны, энергичны и артистичны. Об этом можно судить не только по их движениям и национальным танцам, но и по их речи. Разговаривают калмыки живо, гибко, бегло и сжато. В некоторых источниках калмыцкая речь сравнивается с пулеметной ритмикой.

Практически все калмыки - оптимисты. Они всегда концентрируются на положительных моментах в жизни, в любом человеке склонны замечать только положительные качества. Все произведения классического народного эпоса имели исключительно положительную развязку.

Кочевые народы всегда стремились к прославлению. Желание быть лидерами в любом деле присуще и калмыкам. Народ этот очень гордый, но не горделивый. Буддизм несколько очистил сознание калмыков, так как гордыня для буддиста - это смертный грех.

Поскольку буддизм для Калмыкии считается одной из основных религиозных направленностей, в республике построено достаточно много буддийских храмов.

Храм Великой победы (Калмыкия). Описание

В Октябрьском районе Калмыкии (поселок Большой Царын) проживает одна из самых больших буддийских общин. Здесь же находится самый величественный буддийский храм в Калмыкии - Храм Великой победы. Буддийские религиозные постройки называют хурулами. Этот хурул был возведен в 2002 году. Всего за 2 года строителям удалось воплотить в жизнь проект Сангаджиева Ю. И., который считается лучшим архитектором Калмыкии. 11 октября 2002 года двери Храма Великой победы торжественно распахнулись. Хурул был построен благодаря пожертвованиям со стороны самой буддийской общины, жителей Октябрьского района и спонсоров. Илюмжинов К. Н. также вложил в строительство свои средства.

Храм представляет собой 18 метровую постройку. Центральную часть занимает молитвенный зал, в котором располагается алтарь. В передней части хурула живут монахи. Также здесь находится комната для приема посетителей ламой. Статуя Будды появилась благодаря усилиям скульпторов Васькина В. и Коробейникова С. Центральный вход украшен колесом Учения и фигурами оленей, сделанными Галушкиным Николаем.

Также в хуруле находится статуя Будды Медицины и огромное собрание Священных писаний и танок.

В Калмыкии находятся еще несколько буддийских храмов, представляющих интерес для туристов.

Элиста - центр буддийской культуры

Элиста является столицей Республики Калмыкия. На карте указано ее расположение.

Это необычный город, совершенно не похожий на большинство городов России. Он украшен буддийскими храмами и колоритными зданиями восточной архитектуры. У людей, проживающих в Элисте, мировоззрение также восточное. Ценителям восточной культуры обязательно стоит посетить Элисту. Здесь располагается самый величественный храм Будды, знаменитый на всю Европу. Есть здесь также и буддийский монастырь, любимое место Далай-ламы во время его визитов в Калмыкию. В Элисте есть еще одна удивительная достопримечательность - Золотые ворота, которые исполняют все желания. Элиста - невероятно колоритный город. Калмыки - яркий народ. Здесь это можно прочувствовать в полной мере. Красивые национальные костюмы, танцы - все это отличает калмыков от других азиатских и монгольских национальностей. Элиста знаменита не только буддийскими постройками. Здесь также находятся достопримечательности, посвященные шахматам.

Дело в том, что шахматы для калмыков считаются основным хобби. Здесь регулярно проводятся чемпионаты мира по шахматам.

Храм «Золотая обитель Будды»

Этот хурул считается одним из самым крупных не только в Республике Калмыкия, но и в Европе. Храм занимает почетное место в самом центре Элисты (улица Юрия Клыкова).

Высота хурула 56 метров. Внутри него возвышается огромная статуя Будды (12 метров).

Храм считается главной достопримечательностью Элисты. Это не только красивая и величественная постройка. Это место для совершения ритуалов и поклонений Божеству. Храм окружен символичной оградой, по периметру которой расположено 108 ступ. Войти в храм можно через Южные ворота. Есть еще три входа. Каждый из них находится на определенной части света. Архитектура храма напоминает огромную мандалу. Приблизившись к зданию, можно увидеть семнадцать пагод, на которых возвышаются статуи великих буддийских монахов и учителей.

Хурул имеет 7 уровней. На первом уровне находится музей, конференц-зал и библиотека. На втором уровне располагается статуя и зал для молитв. Сама статуя служит хранилищем для драгоценностей, благовоний, земли, растений и злаков. Все это буддисты считают священными предметами. Покрытием для статуи служит сусальное золото и бриллианты. Третий уровень предназначен для индивидуального приема посетителей. Здесь находятся комнаты монахов, докторов тибетской медицины, астрологов и администрации храма. На четвертом уровне находится небольшой конференц-зал. Здесь же можно найти главу буддистов Республики Тэло Тулуку Ринпоче. Пятый уровень занимает резиденция Тензина Гьятцо (Его Святейшества Далай-лама XIV). Шестой уровень занимают помещения для хозяйственных нужд. На седьмой уровень могут подниматься только духовные лица для погружения в медитацию.