Речная флотилия. Речная флотилия армии сербии. Задачи решаемые военными речными флотилиями, масштабы их действий

September 3rd, 3:08

1.Жители Маньчжурии приветствуют советские войска высаживающиеся с кораблей Краснознаменной амурской флотилии.
Справа виден один из мониторов КАФ.В отличии от массово растиражированных снимков (постановочных и снятых после боевых действий) с высадкой войск с монитора "Свердлов",на этом хорошо виден боевой вид корабля- маскировочная окраска,маскировочные сети на надстройках и многочисленные ветки.

Благодаря развернутой программе оцифровки архивов и фондов музеев РФ стали доступными различные исторические снимки и материалы,в т.ч. фотографии по истории КАФ,из фондов Центрального военно-морского музея в Питербурге.
Подборку из таких снимков периода августа-сентября 1945 года я и представляю вниманию читателй блога.
()

August 9th, 2011

Краснознаменная Амурская флотилия в боях против Японии в 1945 году. Сунгарийский поход.
Часть первая.
КАФ в годы Великой Отчественной войны.Подготовка к войне с Японией.



После разгрома фашисткой Германии Япония осталась единственным государством Оси, продолжавшим военные действия. Не смотря на резкое ухудшение международной обстановки, она твердо стояла за продолжение войны, рассчитывая упорной обороной добиться выгодного для себя мира. Для ведения затяжной войны Япония располагала достаточно крупными силами. И расчеты японского командования оправдывались. Операции американо-английских вооруженных сил на подступах к Японии развивались крайне медленно. Такое развитие операций не предвещало скорого окончания войны с Японией, и это заставило союзников обратится за помощью к Советскому Союзу.
Советский Союз вступил в войну с Японией согласно решению Крымской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании, проходившей в феврале 1945 г. На Потсдамской конференции глав государств, состоявшейся в июле 1945 г., правительства Соединенных Штатов и Англии подтвердили свою заинтересованность во вступлении нашей страны в войну с Японией.
Советским Вооруженным Силам предстояло вести боевые действия преимущественно на территории Маньчжурии и Кореи, а также на Сахалине и Курильских островах, т.е. на фронте, превышающем 6 тысяч км. Вдоль границы СССР противник имел 21 укрепленный район
Несмотря на то, что Япония втянулась в затяжную войну против Китая и вела на широком фронте военные действия против американских вооруженных сил, она постоянно усиливала Квантунскую армию. Если в июне 1941г. численность ее не превышала 300 тыс. человек, то на 1 января 1942г. она составляла 1 100 тыс. человек (примерно 35% всей японской армии), т.е. возросла за полгода в 4 раза. Приграничные реки в период Великой Отечественной войны неоднократно становились местом провокаций.
За годы войны Амурская флотилия послала на фронт 9542 моряка, сражавшихся на различных флотах и фронтах. В период с 25 февраля по 2 марта 1945г. Военный совет Краснознаменной Амурской флотилии провел двустороннюю оперативную игру на тему «Содействие наземным войскам в наступательной операции вдоль водного рубежа с форсированием укрепленного водного рубежа и уничтожением флотилии противника», которая была подготовкой к советско-японской войне.


Корабли КАФ в Осиповском затоне (середина 40х)
К началу войны с Японией Амурская флотилия имела в своем составе четыре бригады речных кораблей, Сретенский отдельный дивизион речных кораблей, Ханкайский и Уссурийский отдельные отряды бронекатеров. На 1 июля 1945 г. в составе флотилии числилось: восемь мониторов, 11 канонерских лодок (три специальной постройки, и восемь колесных из числа мобилизованных судов), 52 бронекатера, 12 колесных речных тральщиков, 36 катерных тральщиков, семь минных катеров типа Я-5 с НУРС, один минный заградитель, один сетевой заградитель, пять плавучих зенитных батарей (в том числе три самоходных), 15 полуглиссеров, три сторожевых катера, три плавучие базы и один штабной корабль. Однако из числа указанных выше кораблей часть находилась в капитальном ремонте. Например, из восьми мониторов — два («Киров» и «Дзержинский»), из пяти канонерских лодок специальной постройки - две («Красное Знамя» и «Бурят»). С началом военных действий в оперативное подчинение флотилии перешли все сторожевые катера пограничной охраны на реках Амур и Уссури. Также в составе флотилии имелось около 70 самолётов.


минный катер типа Я-5 с НУРС на Зее


Канлодка"Красная звезда" после модернизации.1945 год.


Пограничнй катер на Амуре.Конец 30-х

Первая бригада имела в своем составе мониторы Ленин, Красный Восток и Сунн-Ят-Сен; 1-й дивизион тщ (четыре колесных речных тральщика), 1-й отряд бка (катера пp.1124 N- 11, 12, 14, 23), 5-й отряд бка (катера пp.1124 № 20 и 47, катера типа Тревога № 91 и 92), 1-й и 2-й отряды катщ (по шесть катерных тральщиков), 1 отряд мка (семь минных катеров), самоходную плавбатарею N- 1234 и несамоходную плавбатарею N" 1231.
Вторая бригада имела в своем составе мониторы Свердлов и Дальневосточный комсомолец, 2-й дивизион тщ (четыре колесных речных тральщика), 2-й отряд бка (катера пр. 1124 N"-" 13, 21, 22, 24), 3-й отряд БКА (катера пp. 1124 № 51-54), 3-й отряд катщ (шесть катерных тральщиков), самоходную плавбатарею № 1232, несамоходную плавбатарею № 1230.


Монитор "Сердлов" 1945 год

Третья бригада имела в своем составе 1-й дивизион канонерских лодок (Пролетарий и Монгол), 3-й дивизион канонерских лодок (колесные канонерские лодки № 30, 31, 36 и 37), 4-й отряд бка (катера пp.1125 № 31-34), 4-й и 7-й отряд катщ (по шесть катерных тральщиков), самоходную плавбатарею № 1233, колесный минный заградитель Сильный.


Бронекатер Пр.1125 на Амуре.Начало 40-х.
Зее-Бурейская бригада кораблей имела в своем составе 2-й дивизион канонерских лодок (монитор Активный и канонерская лодка Красная Звезда, колесные канонерские лодки N" 32-35), 3-й дивизион тщ (три речных тральщика), 1-й дивизион бка (катера пp. 1124 № 41-46, 55 и 56), 2-й дивизион бка (катера пр. 1124 № 61-64 и катера типа К № 71, 73, 74, 74), 5-й отряд катщ (шесть катерных тральщиков), 2-й отряд глиссеров (5 ед.), 3-й отряд глиссеров (4 ед.).

Монитор "Активный"
Сретенский отдельный отряд речных кораблей имел в своем составе 1-й отряд бка (катера пр.1124 № 16-19) 2-й отряд бка (катера типа Н N" 81 и 84, катера типа Пика № 93 и 94), отряд глиссеров (АР 41 и 42).
Уссурийский отдельный отряд бронекатеров имел в своем составе катера пр. 1125 N" 26-29.
Ханкайский отдельный отряд бронекатеров имел в своем составе катера пp .1124 № 15, 25, 65 и 66.
В охрану рейдов Главной базы входили три сторожевых катера и боносетевой заградитель ЗБС-1.
Амурская речная флотилия располагала девятью отдельными дивизионами зенитной артиллерии, на вооружении которых состояло 76-мм орудий — 28, 40-мм зенитных автоматов «Бофорс» - 18 и 20-мм зенитных автоматов «Эрликон» - 24. Кроме этого флотилия располагала собственными ВВС в составе истребительного полка, отдельных эскадрильи и отряда. Всего имелось ЛаГГ-3 - 27, Як-3 - 10, Ил-2 - 8, И-153-бис - 13, И-16 - 7, СБ - 1, По-2 -3, МБР-2 - 3, Як-7у - 2, С-2 - 1 .
При этом, несмотря на заблаговременную подготовку к войне с Японией и наличие подготовленного резерва в виде двух европейских флотилий, Амурская флотилия была укомплектована офицерским составом только на 91,6%, а старшинским и рядовым - на 88,7%. Ситуацию нивелировало нахождение в ремонте четырех сравнительно крупных кораблей, а также хорошая специальная подготовка личного состава. Последнее отчасти объясняется тем, что в годы Великой Отечественной войны, даже в сравнении с Тихоокеанским флотом, Амурская флотилия находилась в постоянной готовности к отражению агрессии, а потому ее личный состав старались не растаскивать. Старшинский и большая часть рядового состава к тому времени прослужили по 6—8 лет, а большая часть офицеров пришли на флотилию 10-15 лет назад.
Главным командованием советских войск на Дальнем Востоке на Краснознаменную Амурскую флотилию была возложена весьма сложная и ответственная задача — обеспечить форсирование р. Амур войсками 2-го Дальневосточного фронта и содействовать их наступлению в Сунгарийской и Сахалянской операциях.
Следует заметить, что р. Амур — крупнейшая водная коммуникация Дальнего Востока, судоходная почти на всем ее протяжении (более 2800 км). Полноводны и ее притоки — Сунгари и Уссури. На важнейших направлениях вдоль государственной границы СССР с Северо-Восточным Китаем, пролегающей преимущественно по Амуру и Уссури, противник создал сильные укрепленные районы. Главные из них были: Сахалянский (напротив Благовещенска), Сунгарийский (прикрывающий вход в р. Сунгари) и Фуцзинский (в 70 км от устья Сунгари, защищавший подступы к Харбину). Укрепленные районы состояли из связанных ходами сообщения узлов сопротивления и опорных пунктов, основу которых составляли доты, дзоты, железобетонные сооружения. Краснознаменная Амурская флотилия (командующий контр-адмирал Н. В. Антонов) к началу военных действий имела в своем составе до 150 боевых кораблей и катеров и значительно превосходила по боевому составу и вооружению Сунгарийскую речную военную флотилию японцев.

Многие морские офицеры не смогли смириться с гибелью Российской империи. Они прошли через горнило Гражданской войны, не раз стояли перед выбором - жизнь или смерть, принимали неравный бой, умирали, но не изменяли присяге. По-разному сложились их судьбы за границей…

Книга историка Н. Кузнецова повествует о трагических последствиях Гражданской войны, о нелегкой жизни русских моряков в эмиграции, об участии офицеров флота в войнах и конфликтах XX века, их службе в иностранных флотах, культурной жизни многочисленных морских эмигрантских организаций.

Речные флотилии и морские бронепоезда на Юге России.

На Юге белые речные силы были организованы на Дону, Кубани, Днепре и Волге. К сожалению, несмотря на большое количество сохранившихся архивных материалов, систематизированной информации по созданию, переформированию и деятельности флотилий, действовавших на Юге, очень мало. Поэтому ограничимся беглым обзором истории морских формирований, действовавших на Дону, Днепре и Волге.

Организация речных флотилий на Дону началась в мае 1918 г. В этот период к границам области Войска Донского подошли германские войска, при поддержке которых было сформировано правительство Всевеликого Войска Донского во главе с атаманом П.Н. Красновым. В состав донского правительства входил управляющий военным и морским отделами. Из офицеров флота, оказавшихся в тот момент на Дону, начали формироваться первые морские части. Так, в марте 1918 г. начала создаваться Донская флотилия под командованием инженер-механика старшего лейтенанта (впоследствии - капитана 2-го ранга) А.Г. Герасимова. На мобилизованные на военные нужды флота речные пароходы ставились полевые трехдюймовые пушки и пулеметы; путем установки морских шестидюймовых орудий на самоходные баржи создавались плавбатареи. 26 декабря 1918 г. в результате соглашения между командующим Добровольческой армией А.И. Деникиным и донским атаманом Красновым образовались Вооруженные силы Юга России (ВСЮР). Вступивший на пост атамана в начале февраля 1919 г. генерал-лейтенант А.П. Богаевский полностью подчинил части Донской армии командованию ВСЮР, в т. ч. и морские части.

31 января 1919 г. был создан Морской штаб Всевеликого Войска Донского. На данный период основные морские и речные силы войска составляли следующие части: Донская военная и Донская транспортная флотилии, Управление Главного командира портов, Таганрогская портовая контора, Управление инспектора и дивизионы морской тяжелой артиллерии. Приказом главнокомандующего ВСЮР от 27 июня 1919 г. Морской штаб Всевеликого войска Донского преобразовали в Штаб речных сил Юга России. В этот период началось наступление белых армий в северном направлении, в связи с чем части Донской флотилии и Морской тяжелой артиллерии были переброшены на Волгу, Днепр и Черное море.

В мае - июле 1919 г. из переведенных с Азовского моря и Дона кораблей белым удалось сформировать Средне-Днепровскую (капитан 2-го ранга, с 23 августа 1919 г. - капитан 1-го ранга С.В. Лукомский) и Нижне-Днепровскую (капитан 2-го ранга В.И. Собецкий) флотилии. Средне-Днепровская флотилия первоначально имела в своем составе дивизионы канонерских лодок (4 единицы), бронекатеров (8 единиц) и морской тяжелой артиллерии (2 - 152-мм орудия). В ходе наступления ВСЮР в 1919 г. флотилия поддерживала войска на участке Екатеринослав (Днепропетровск) - устье р. Припять. В начале сентября она провела рейд на реку Десна к Чернигову и захватила девять пароходов, пополнивших ее состав. 2 октября в бою с кораблями красной Днепровской военной флотилии у деревни Печки при попытке высадить в тыл советских войск десант противнику удалось нанести тяжелые повреждения плавбатарее, потопить катер и захватить канонерскую лодку. Впоследствии флотилия активных действий не вела, а при отступлении в конце 1919 г. ее корабли пришлось разоружить и вывести из строя.

Нижне-Днепровская флотилия (именовалась также Отрядом судов особого назначения) - дивизион речных канонерских лодок (6 единиц), 3 буксира, 2 катера - в октябре - ноябре 1919 г. вела боевые действия против повстанческих формирований (в частности, руководимых Н.И. Махно) в районах Каховки, Берислава, Никополя и Херсона. Периодически усиливалась легкими кораблями Черноморского флота. С выходом войск Красной армии к устью Днепра зимой 1920 г. корабли флотилии перебазировались в порты Крымского полуострова.

В литературе также встречается упоминание о Верхне-Днепровской флотилии, но архивные документы не подтверждают ее существования.

С созданием ВСЮР была учреждена должность начальника морских и речных сил Дона (контр-адмирал С.С. Фабрицкий). Донская флотилия, сформированная в 1918 г., летом 1919 г. состояла из Речного отряда Сил Дона, Морского отряда Сил Дона и Транспортной флотилии. Основной задачей речного отряда стала поддержка действий сухопутных частей артиллерийским огнем и высадка десантов. К концу июня 1919 г. корабли отряда вышли в верховья Дона. Донская флотилия (ее речная часть) взаимодействовала с отрядом обороны Азовского моря. Боевых столкновений с красной Донской военной флотилией белые моряки не имели. В августе 1919 г. расформированный 1-й дивизион кораблей перешел на Днепр, личный состав и вооружение двух других дивизионов были направлены на формирование Волжского отряда под Царицын (совр. Волгоград). Окончательно Донскую флотилию расформировали 29 декабря 1919 г.

На Нижней Волге в июне 1919 г. был сформирован Волжский отряд судов, впоследствии называвшийся Волжской военной флотилией. Флотилия формировалась в освобожденном от красных Царицыне. На Волгу из Ростова по железной дороге прибыли сторожевые катера из состава Черноморского флота, моторные катера Донских флотилий и четыре броневых катера флотилии Кубанского казачьего войска. Был также сформирован ряд береговых частей. Части флотилии действовали до конца 1919 г. в прибрежной полосе у Царицына, Черного Яра и Солодников, занимались минными постановками и провели ряд артиллерийских боев. В конце 1919 г. при отступлении белых эвакуировать в Керчь удалось только шесть катеров (в том числе все четыре броневых) 7-го дивизиона, а артиллерию и остальные 28 катеров пришлось оставить в Сарепте, Царицине, Мариуполе и в эшелонах на станции Караванная. Во время отступления отстала и пропала без вести б?льшая часть личного состава флотилии. В начале 1920 г. остатки личного состава флотилии собрались в Симферополе.

В связи с активным наступлением войск Красной армии на Южном и Юго-Восточном фронтах, начавшимся 11 октября 1919 г., и занятием красными районов, в которых действовали флотилии, с осени 1919 г. началось свертывание их деятельности и эвакуация кораблей и личного состава в Крым 12 февраля 1920 г. из остатков Волжской флотилии сформировали 1-й отряд судов Речных сил Юга России, а корабли Верхне- и Средне-Днепровских флотилий вошли во 2-й и 3-й отряды. Штаб Речных сил Юга России существовал, скорее всего, до середины апреля 1920 г. Затем, в период, когда основные боевые действия развернулись в Крыму, необходимость в существовании его отпала, и штаб расформировали (комиссия по его ликвидации работала до середины июля). Моряки флотилий, оказавшиеся в Крыму, продолжили службу в составе Черноморского флота.

Действовали на Юге и морские бронепоезда. В боях с противником отличился бронепоезд «Дмитрий Донской», созданный в августе 1918 г. и ставший одним из первых бронепоездов Добровольческой армии. Неофициально бронепоезд носил имя трагически погибшего адмирала Великой войны - «Адмирал Непенин», поскольку основу его команды составляли офицеры флота. Уже в начале службы, под командой капитана 2-го ранга В.Н. Маркова, бывшего артиллерийского офицера линейного корабля «Слава», бронепоезд помог двум тысячам дроздовцев отбиться у Армавира от 30-тысячной армии «красного казака» И.А. Сорокина. 15 ноября «Адмирал Непенин» под командой артиллерийского офицера с линейного корабля «Иоанн Златоуст» старшего лейтенанта А.Д Макарова попал в западню и погиб у разъезда Базовая. Смертью храбрых пали старший лейтенант Макаров, лейтенант А. Варгасов, мичманы Н. Турцевич, А.Н. Хрущев и гардемарин Иван Завадовский. Остальным морякам с замками от орудий удалось после тяжелого боя пробраться к белым частям. Находившемуся на соседнем участке бронепоезду «Единая Россия», на котором служили также морские офицеры и гардемарины, после ожесточенного боя удалось пробиться к своим Впоследствии «морской бронепоезд» восстановили, и он провоевал до 2 ноября 1920 г. До середины августа 1919 г. им вновь командовал морской офицер - старший лейтенант (с 27 марта 1919 г. - капитан 2-го ранга) Б.Н. Бушен.

Малые корабли проекта 21630 с артиллерийским вооружением создавались специально для усиления каспийской флотилии. Корабли имеют малое водоизмещение и поэтому могут быть использованы в речных и морских флотилиях. В 2002 году, с весны по осень, были проведены масштабные учения на Каспийском море с привлечением сил многих ведомств и министерств. На учениях побывали практически все руководители силовых структур России, посетил Каспийские учения и президент РФ В.Путин. Одним из результатов учений стала первая российская корабельная программа, в которую вошло создание современных малый боевых кораблей для Каспийской флотилии.

МАК "Астрахань" пр.21630, 2006г. (http://militaryphotos.net)


Разработчик новейшего корабля «река-море» ОАО Зеленодольское ПКБ. Проект корабля получает название «Буян» и номер 21630. Руководил работами по созданию корабля глава проектно-конструкторского отдела Я.Кушнира, а главный наблюдающий от флота, капитан 1 ранга В.Денисов помогал конструкторам в научно-техническом сопровождении проекта. МАК нового проекта 21630 «река-море», разрабатываемый для использования на Каспии, предназначается для выполнения задач в ближней морской зоне, дельтах рек и речных участках. Малое водоизмещение и осадка специально подобраны под малые глубины Каспия и Волги. Обеспечили конструкторы и достаточную дальность хода - корабли могут пройти всю Волгу или Каспий на одной заправке.

Конструкция МАК проекта 21630
Корпус корабля выполнен с использованием стелс-технологий, что значительно уменьшает радиолокационную заметность – плоскости надстройки выполнены под наклоном, выступающие части оборудования и корпуса доведено до минимума, многие двери, люки и надстройки скрыли в плоскостях, а оборудование в обтекателях, использовали радиопоглощающие покрытия и материалы. Кроме этого, в создании МАК «Буян» использовали современные отечественные достижения в кораблестроении. Все материалы, оборудование и вооружение производства российских предприятий. Электронное оборудование построено на российской элементной базе. Корабль значительно превосходит по вооружению аналогичные проекты западного и отечественного производства.

Вооружение МАК «Буян»
Корабли проекта 21630 для несения боевого дежурства по защите и охране 200 мильной экономзоны России на Каспии оснащены следующим вооружением:
- универсальная 100 мм артустановка «А-190-01», установленная в носовой части корабля. Управляет огнем установки СУО «Ласка»;
- две единицы шестиствольного 30 мм автомата «АК-630», установленные по левому и правому борту;
- выдвижная РСЗО 122 мм «Град-М», установленная в кормовой части корабля;
- пусковая установка ЗРК 3М-47 «Гибка» использующая ЗУР «Игла/Игла-1М», установленная в кормовой части корабля. Управление ПУ дистанционное;
- 2 пулеметные тумбовые установки 14.5 мм МТПУ;
- дополнительное вооружение – противодиверсионный гранатомет ручного типа глубинных бомб и мины, сбрасываемые с 2 точек.

Оборудование МАК «Буян»
- БИУС типа «Сигма» с интегрированной мостиковой системой;
- радиолокационная станция МР-123 для СУО «Ласка»;
- прибор наблюдения оптико-электронного типа;
- радиолокационная станция навигации МР-231;
- четыре пусковых комплекса помех ПК-10;
- ГАС «Анапа-М» опускаемого типа.

Конкурс на постройку проекта 21630 в 2003 году выиграло ОАО «Алмаз». Запланирована постройка 10 новых кораблей. Первый (головной) корабль серии заложили на Санкт-Петербургской верфи в конце января 2004 года. Корабль получил заводской номер 701 и стал называться «Астрахань». Имя кораблю дали по инициативе командующего Каспийской флотилии и губернатора области. Спуск на воду состоялся в начале октября 2005 года. В 2006 году МАК проекта 21630 под именем «Астрахань» и бортномером 012 пополнил ряды Каспийской флотилии.

Первый серийный и второй в серии корабль «Волгодонск» заложенный в конце февраля 2005 года, спустили на воду в мае прошлого года, а в конце 2011 года с бортномером 161 (заводской номер 702) принят в строй. Сейчас проходит, различные испытания и летом перебазируется на Каспийское море.

Второй серийный, третий (последний) в серии корабль «Махачкала», заложенный в конце марта 2006 года на данный момент готовится сойти со стапелей на воду, ожидается, что это случится в конце текущего месяца. Каспийскую флотилию ожидает пополнение в конце 2012 года.

Известные модификации:
- проект 21630 – базовый проект МАК;
- проект 21631 – корвет или ракетный малый корабль, так же предназначен для усиления Каспийской флотилии. Кроме габаритно-весовых характеристик и ракетного вооружения, остальное вооружение и оборудование практически идентично базовому проекту;

Проект 21632 – экспортный вариант проекта 21631. Вооружение на кораблях проекта экспортного образца или согласно требований заказчика. Будут построено 6 таких кораблей для Казахстанских ВМС.

Основные характеристики:
- длина 62 метра;
- осадка 204 сантиметра;
- ширина 9.6 метра;
- водоизмещение около 500 тонн;
- скорость хода 28 узлов;
- дальность хода 1.5 тысячи миль;
- автономный ход 10 дней;
- команда 29-34 человека.

Источники информации:
http://www.youtube.com/watch?v=n190OQb6DGU
http://militaryrussia.ru/blog/topic-394.html
http://www.warships.ru/Russia/Fighting_Ships/Patrol_Craft/21630.html
http://vpk.name/news/50884_proekt_21630_buyan__malyii_artilleriiskii_korabl.html


В ходе гражданской войны и иностранной военной интервенции в России речные военные флотилии создавались и вели боевые действия на Волге, Каме, Дунае, Днепре, Дону, Западной и Северной Двине, Припяти, Куре, Волхове, Амур- и Сыр-Дарье, Енисее и Амуре. Боевое применение сил этих флотилий оказало существенное влияние на результативность действий сухопутных войск. Всесторонний анализ опыта боевого применения речных флотилий со всей очевидностью показал целесообразность создания в бассейнах крупных рек таких формирований.

1. Предвоенные взгляды на применение речных военных флотилий в вооружённой борьбе.

Теоретические положения отечественного военного и военно-морского искусства применительно к совместным действиям армии и флота, отражённые в предвоенных руководящих документах, касались главным образом боевого применения сил флота на приморских направлениях. Общие положения этих документов конечно касались и речных флотилий, однако специального раздела в них или отдельного документа, регламентировавшего боевое применение сил речных флотилий не было.

Только накануне Великой Отечественной войны в 1939 г. на основе обобщения боевого опыта речных флотилий в гражданской войне и в боевых действиях на Амуре в 1929 г., с учётом опыта боевой подготовки, было разработано и введено в действие временное Наставление по боевой деятельности речных флотилий (НРФ-39). В нём, исходя из оценки характера возможной войны, военно-географических условий вероятных ТВД, определялись предназначение и задачи речных флотилий.

«Основу, цель и содержание боевой деятельности речных флотилий, - говорилось в наставлении, - составляют действия совместно с сухопутными войсками и в интересах сухопутных войск». Основным предназначением речных флотилий, таким образом, считалось содействие сухопутным войскам в их наступательных и оборонительных действиях в районах бассейнов рек.

Боевые действия речных флотилий вне связи с сухопутными войсками могли иметь место лишь как исключение. Даже в борьбе с чисто речным противником флотилиям приходилось опираться на берег и пользоваться помощью сухопутных войск. В связи с этим большое значение имели организация оперативного и тактического взаимодействия с сухопутными войсками и боевое управление силами. Общие положения организации взаимодействия нашли отражение как в руководящих документах флота (НРФ-39), так и сухопутных войск (проекты Полевых Уставов Красной Армии 1940 и 1941 г.), однако конкретных рекомендаций на этот счёт в этих документах было недостаточно.

Речные флотилии считались средством высшего командования и могли придаваться войсковым соединениям не ниже корпуса, а отдельные соединения или корабли флотилии – дивизии или полку. Ставя задачу приданным силам флотилии, соответствующий общевойсковой командир обязан был заслушать соображения командующего флотилией или командира соединения кораблей о наиболее целесообразном использовании речных сил. В общем случае командующий флотилии должен был участвовать в разработке плана действий сухопутных войск, если он был связан с использованием сил данной флотилии. В тех случаях когда применение сил флотилии должно было оказать решающее влияние на ход совместных боевых действий, общее руководство взаимодействующими силами могло быть возложено на командующего флотилией. Предвоенные взгляды командования на характер фронтовых и армейских наступательных и оборонительных операций и предназначение флотилий определили и задачи сил флотилий, которые сводились в основном к следующему:

  • содействие сухопутным войскам в наступлении и обороне при их действиях вдоль рек (самостоятельные и совместные с сухопутными войсками прорывы по реке для ударов по глубине расположения противника, обходов и охватов его прибрежных флангов; прикрытие флангов своих войск от обходов и охватов их по реке силами флотилий противника или войсками по противоположному берегу; оборона тылов своих войск от наступления речных сил противника.);
  • содействие сухопутным войскам в преодолении возможных преград при наступлении и удержание переправ и оборонительных рубежей при обороне;
  • обеспечение войсковых и народно хозяйственных перевозок по рекам;
  • борьба с силами речных флотилий противника.
Содействуя сухопутным войскам в наступлении и обороне, силы речных флотилий должны были вести борьбу с артиллерией, танками и пехотой противника. Поэтому корабельная береговая и зенитная артиллерия считалась главным оружием сил флотилий.

В предвоенные годы была всесторонне разработана теория артиллерийской стрельбы кораблей по береговым целям, создана методика управления огнём. В ходе боевой подготовки мониторов и канонерских лодок отрабатывались, как одна из курсовых задач одиночного корабля «Действия против берега» (задача № 6) и совместные задачи соединения кораблей «Огневая поддержка фланга армии (ведение боя дивизионом речных кораблей с сухопутным противником)» (С-3). Отработке этих задач уделялось большое внимание и корабли речных флотилий были хорошо подготовлены к стрельбе по береговым целям.

Наиболее активным видом содействия сухопутным войскам как в наступлении, так и в обороне считалась высадка десантов. Для высадки десантов предполагалось создание специальных «сводных речных групп», состоящих, как правило, из транспортной флотилии (отряд транспортов), отряда корабельной поддержки, отряда прикрытия и авиагруппы. Командование сводной речной группой в зависимости от обстановки возлагалось или на командующего флотилией (командира соединения) или на соответствующего командира сухопутных войск (десанта).

Содержание и характер стоящих перед флотилиями задач определяли и состав сил речных флотилий, которые должны были иметь речные корабли с преимущественно артиллерийским вооружением (мониторы, канонерские лодки, плавучие батареи, бронекатера, сторожевые катера), а так же минные заградители, тральщики и торпедные катера; воздушные силы; сухопутные войска и береговую оборону. Ядром сил флотилии считались речные боевые корабли.

Воздушные силы, состоящие из истребительной, бомбардировочной и разведывательной авиации, могли непосредственно входить в состав флотилии или оперативно придаваться ей. Кроме того, для ведения наблюдения и корректировки артиллерийского огня, воздушные силы могли иметь привязные аэростаты, которые объединялись в так называемые «воздухоплавательные части». Сухопутные войска могли или входить в состав флотилии, или придаваться им в оперативное подчинение. Они именовались «войсками сопровождения» и их состав мог доходить до батальона со средствам усиления. Штатные войска сопровождения должны были состоять из морской пехоты.

Береговая оборона речных флотилий включала: береговую артиллерию, систему фортификационных оборонительных сооружений на берегу и позиционно-минные заграждения в воде. Береговая оборона должна была развёртываться на ответственных участках реки в виде укреплённых районов, отдельных позиций, дивизионов или батарей, и предназначалась для противодействия противнику или переправе противника через реку в данном районе или на данном участке.

В Наставлении по боевой деятельности речных флотилий были определены задачи отдельных классов речных кораблей, даны характеристика, предназначение и рекомендации по боевому использованию боевых сил флотилии (артиллерии, торпедного, минного оружия, сетей заграждения и пр.) Рекомендации по боевому применению отдельных классов речных кораблей в соответствии с их предназначением и задачами были разработаны и закреплены в соответствующих частных наставлениях по боевой деятельности мониторов, канонерских лодок, бронекатеров и тральщиков.

Организационно силы речных флотилий предусматривалось объединять в «однородные» соединения (дивизионы, бригады), состоявшие из кораблей одного класса и «маневренные» соединения (отдельные отряды и бригады), состоящие из кораблей разных классов и частей усиления.

До середины 1940 г. в состав ВМФ входили две речные флотилии – Краснознамённая Амурская (командующий – к-а Абанькин П.С.), сформированная в мае 1940 г. (гл. база Хабаровск) и Днепровская флотилия. В июне 1940 г., в связи с вхождением в состав СССР Западной Украины, Западной Белоруссии и Бесарабии, приказом Наркома ВМФ Днепровская флотилия была расформирована и на её базе были созданы 2 флотилии – Дунайская (командующий – к-а Абрамов Н.О., с 16.09.1941 г. – к-а Фролов Л.С., гл. база Измаил), которая вошла в состав ЧФ и Пинская (командующий – к-а Рогачёв Д.Д., гл. база Пинск), подчинённая непосредственно Наркому ВМФ (оперативно она подчинялась командующему Западному Особому военному округу).

Корабли и катера указанных флотилий были сведены в дивизионы однородных кораблей, береговая зенитная артиллерия объединена в отдельные зенитные арт. дивизионы (ОЗАД). Береговые артиллерийские батареи Дунайской флотилии были сведены в сектор береговой обороны.

Наиболее мощными арт. кораблями речных флотилий, способными успешно решать все типовые задачи, были мониторы с артиллерией калибра от 102 до 152 мм. Этот класс был представлен несколькими типами кораблей, в том числе и новой постройки («Хасан» и «Каховка») с башенной артиллерией калибра 130 мм. Однако количество мониторов в составе каждой флотилии было недостаточным (особенно мало, всего 5 ед., их было в составе Дунайской флотилии).

Новым классом речных кораблей к началу войны были бронекатера, которые начали строится в 1936-38 г. В качестве главного оружия они имели одну или две танковые башни с артиллерийскими установками калибра 76 мм., что позволяло восстановить повреждения катера во фронтовых или армейских танкоремонтных мастерских. Обладая хорошими маневренными возможностями, достаточно сильной артиллерией и броневой защитой, бронекатера, при достаточном их количестве, могли оказать существенную помощь сухопутным войскам при их действиях в районах бассейнов крупных рек.

Весьма важным достоинством указанного класса речных кораблей была возможность свободно перебрасывать их с одного театра на другой по внутренним водным и сухопутным коммуникациям, что позволяло командованию, при необходимости, своевременно создавать соответствующие формирования речных сил на новых операционных направлениях.

Новых канонерских лодок перед войной не строилось, поэтому несколько их периода Гражданской войны, находящихся в строю, к началу Великой Отечественной войны были модернизированы. На случай войны предусматривалась мобилизация, переоборудование и вооружение под этот класс кораблей речных судов гражданских организаций. Следует отметить, что речной транспортный флот страны не располагал достаточным количеством пригодных для этих целей судов. Кроме того, далеко не все имеющиеся транспортные суда. По своему техническому состоянию и мобилизационной готовности оказались пригодными для нужд войны.

Серьёзным недостатком в развитии сил речных флотилий перед войной было малое количество в их составе кораблей противоминной обороны. На 3-х существовавших флотилиях насчитывалось всего 24 тральщика. Боевая подготовка флотилии накануне войны велась с большим напряжением и была направлена на отработку прежде всего совместных с сухопутными войсками задач в наступательных операциях и боевых действиях.

Поскольку Дунайская и Пинская флотилии были сформированы только в июне 1940 г., то здесь к первой половине 1941 г. ещё не закончились сколачивание сформированных соединений и отдельных кораблей отработкой вопросов управления и связи, разработкой наставлений по боевому использованию родов сил флотилии в специфических условиях театров, отработкой задач Курсов БП (для мониторов, канлодок, бронекатеров и тральщиков Курсы БП были введены в действие 15 февраля 1941 г.)

Отрицательное влияние на ход БП и состояние БГ флотилий сказывала неукомплектованность их офицерским составом. Так на 1 января 1941 г. недокомплект офицеров на Дунайской и Пинской флотилиях составлял около 24% и 21% соответственно.

В целом, основные положения теории советского военно-морского искусства перед Великой Отечественной войной в части предназначения и задач сил речных флотилий, а так же форм и способов их боевого применения были правильными. Они соответствовали возможному характеру войны и отражали единый подход и понимание командованием армии и флота идей военной доктрины предвоенного периода.

2. Задачи решаемые военными речными флотилиями, масштабы их действий.

С началом Великой Отечественной войны театрами военных действий стали такие важнейшие речные бассейны страны как: Дунайский и Днепровский, а позднее и Волжский. Поэтому наряду с Северным, Балтийским и Черноморскими флотами, в боевые действия включились Дунайская и Пинская речные флотилии. Уже в 4.14 час. 22 июня 1941 г. румынские береговые батареи с полуострова Сату-Ноу открыли массированный артиллерийский огонь по главной базе Дунайской флотилии Измаилу и находившимся там кораблям, а в 9.00 немецкая авиация совершила первый налёт на корабли Пинской флотилии.

В ходе силам наших речных и озёрных флотилий пришлось вести боевые действия более чем на 30 реках. При этом как и предполагалось перед войной, основным содержанием боевых действий было содействие сухопутным войскам.

Наиболее типичными задачами, которые решали флотилии при содействии войскам были:

  • артиллерийская поддержка фланга войск в обороне и наступлении вдоль речных рубежей;
  • высадка десантов;
  • обеспечение переправ войск и техники через водные рубежи;
  • борьба с переправами противника;
  • обеспечение продольных войсковых речных коммуникаций.
Кроме того важнейшей задачей речных флотилий являлось обеспечение перевозок по рекам стратегических грузов. Особенно важной эта задача была для Волжской флотилии (сформирована в октябре 1941 г. из учебного отряда кораблей на р. Волга, командующий с 16.02.1942 г. – к-а Рогачёв В.В.), начиная с весны 1942 г., когда значительно возросли масштабы перевозок по Волге стратегического сырья (нефти), а противник существенно усилил воздействие по этой коммуникации своей авиацией.

Дунайская флотилия в 1941 г. решала так же задачу борьбы с силами румынских дивизий на Дунае.

Какие конкретные задачи решались флотилиями в тот или иной период Великой Отечественной войны зависело от общей обстановки на советско-германском фронте и от тех задач, которые решали сухопутные войска в бассейнах рек, где действовали силы флотилии. Формы и способы боевого применения сил речных флотилий определялись так же замыслом армейского командования на оборонительную или наступательную операцию группировки сухопутных войск.

В первый период войны, когда наши войска вели в основном только оборонительные бои, исключительное значение имела артиллерийская поддержка войск. Значимость этой задачи возросла в связи с тем, что сухопутные войска имели недостаточное количество артиллерии. Артиллерийская поддержка производилась всеми классами кораблей. Стрельбы велись как по видимым, так и по невидимым с корабля целям с использованием корректировочных постов, располагавшихся в боевых порядках наших войск. Первые из них выполнялись как правило, на ходу и характеризовались скоротечностью боя. Наиболее распространёнными были стрельбы по невидимым целям, которые проводились в основном с закрытых или полузакрытых огневых позиций. Наиболее частыми при этом были стрельбы по артиллерийским и миномётным батареям и живой силе противника, а так же стрельбы на разрушение мостов и переправ.

Все эти задачи выполнялись корабельной артиллерией как самостоятельно, так и совместно с полевой артиллерией сухопутных войск. При совместных действиях на артиллерию речных кораблей возлагались те задачи которые не могли быть выполнены полевой артиллерией. Интенсивность боевого применения артиллерии речных кораблей была достаточно высокой. Так, только за оборонительный период Сталинградской битвы кораблями Волжской флотилии было проведено более 1200 боевых стрельб.

Не менее важной была задача прикрытия и обеспечения переправ своих войск через водные рубежи при отходе под натиском превосходящих сил противника и набеговые действия на переправы противника. решая эти задачи корабли Пинской и Дунайской флотилии неоднократно попадали в тяжёлые положения и вынуждены были прорываться под воздействием противника. Флотилиями были освоены способы прорыва кораблей когда один или оба берега были в руках противника и река простреливалась не только его артиллерией, но и пулемётами.

При этом силы флотилии сводились в главные и обеспечивающие группировки, которые совместно и решали задачу прорыва. Корабли обеспечивающей группировки (тральщики, бронекатера, сторожевые катера и вспомогательные суда), следуя впереди и сзади главных сил (мониторы и канонерские лодки), отвлекали на себя огонь противника, тралили фарватеры, подавляли, подавляли пулемётные точки расположенные на берегу и прикрывали главные силы дымзавесами. Кроме того они выполняли задачу буксировки повреждённых кораблей.

Главные силы при прорыве подавляли артиллерийские и миномётные батареи противника. В отдельных случаях для обеспечения прорыва кораблей привлекалась и артиллерия сухопутных войск. Она решала задачу подавления огня артиллерийских батарей противника, противодействующих прорыву наших кораблей.

В последующие периоды войны, когда советские войска вели главным образом наступательные операции и действия, наряду с артиллерийской поддержкой сухопутных войск, которая оставалась важнейшей задачей речных кораблей, возросло значение таких задач, как: обеспечение форсирования войсками широких водных преград, обеспечение переправ наступающих войск и техники через водные рубежи и осуществление речных продольных войсковых перевозок.

Необходимость обеспечения переправ войск только силами флотилий объясняется тем, что при стремительном наступлении наших войск в ряде случаев тяжёлые инженерные переправочные средства не успевали следовать за войсками. В ходе Бобруйской операции 24-28 июня 1944 г., например, по этой причине корабли Днепровской флотилии переправили своими силами через р. Березина 66 тыс. чел. и 1550 орудий и миномётов 48-й армии 1 Белорусского фронта.

Всего же за всю войну только при форсировании нашими войсками широких водных преград речные флотилии переправили более 2,5 млн. чел.

При артиллерийской поддержке наступающих сухопутных войск корабельная артиллерия включалась в общий план артиллерийского наступления корпуса или армии, действующих на приречных направлениях. К разработке такого плана привлекался флагманский артиллерист флотилии или соответствующего соединения кораблей флотилии. Отдельным кораблям или тактическим группам кораблей в этих случаях давались плановые таблицы артиллерийского огня. Наряду с корабельной нарезной артиллерией для поддержки сухопутных войск привлекалась и реактивная артиллерия.

Многократно в ходе войны речные флотилии решали задачу высадки десантов. Эта задача решалась как при обороне, так и, особенно при наступлении сухопутных войск. По своим масштабам все речные десанты были тактические и высаживались в тактической глубине обороны противника (не более 30-35 км. от линии фронта). Состав таких десантов колебался от взвода до усиленной бригады. Специальные десантные корабли и высадочные средства на флотилиях отсутствовали. Наиболее часто для высадки десантов привлекались бронекатера.

Высадкой тактических десантов флотилии способствовали сухопутным войскам в удержании и улучшении своих оборонительных рубежей и прорыву оборонительных позиций противника. Десантные действия флотилий явились наиболее активной формой содействия сухопутным войскам в оборонительных и наступательных операциях на приречных направлениях. Всего за войну только Дунайская, Днепровская и Волжская флотилии высадили более 30 тактических десантов.

Существенной была роль речных флотилий при обеспечении стратегических и народнохозяйственных перевозок. Особенно значительной в решении этой задачи была роль Волжской флотилии, так как волжская водная магистраль имела стратегическое значение. По этому пути в периоды навигации непрерывным потоком шло важнейшее стратегическое сырьё – нефть и нефтепродукты. Противник правильно оценивал значимость волжской коммуникации и всячески пытался прервать её. Систематически, начиная со средины 1942 г. до средины 1943 г. (в период навигации), он наносил своей авиацией бомбовые удары по портам, судам и кораблям на переходах и производил массовую постановку мин на участке от Астрахани до Саратова.

Важными задачами в связи с этим для Волжской флотилии в 1942-43 г. являлась организация ПВО и ПМО этой важнейшей магистрали. Наиболее трудной была организация ПВО. Не смотря на ограниченные возможности сил и средств флотилия успешно обеспечила защиту коммуникаций в навигации 1942-43 г. Функционирование важной продольной коммуникации прерывалось только в период боёв непосредственно за Сталинград, когда противник вышел к Волге.

Речные флотилии в ходе войны были наиболее мобильными и подвижными объединениями ВМФ. По мере изменения общей обстановки на советско-германском фронте, а так же обстановки на отдельных операционных направлениях флотилии расформировывались, формировались вновь или создавались заново. Так, в частности, в связи с продвижением противника в глубь нашей территории были расформированы Пинская (октябрь 1941 г.) и Дунайская (ноябрь 1941 г.) флотилии. В октябре 1941 г. были сформированы Волжская военная флотилия. После завершения коренного перелома на советско-германском фронте и выхода наших войск к Днепру, а затем и к Дунаю, были вновь сформированы Днепровская (сентябрь 1943 г.) и Дунайская (апрель 1944 г.) флотилии. В бассейнах некоторых рек в ходе войны действовали отдельные отряды речных кораблей (в частности Донской и Кубанский отряды в 1941-42 г.)

Весь опыт Великой Отечественной войны свидетельствует о значительной роли речных флотилий в оборонительных и наступательных фронтовых и армейских операциях, которые велись в бассейнах судоходных рек. Силы речных флотилий неоднократно в ходе войны оказывали влияние на исход этих операций.