Старый Калининград: Остров Канта и Кафедральный собор. Калининград кафедральный собор остров канта, могила канта и памятник альбрехту фото Кафедральный собор Калининграда

остров Кнайпхоф, Гроссер Домплац 58
сейчас официального названия нет; применяется “Кнайпхоф“
В западной части (башенной) сегодня: православная часовня, евангелическая часовня, музей Собора и музей Канта.
После восстановления неф должен использоваться в многокультурном плане.


История строительства:

Здание-предшественник было возведено после основания Земландского соборного капитула в 1286 года на окраине Альтштадта между Прегелем и Лёбенихтом (где-то между 1297 и 1302 годами). Епископ Йоханнес Кларе (1322-44), для которого эта церковь показалась слишком маленькой, начал где-то в 1327 году на переданной ему восточной половине Кнайпхофа возведение обнесённого стенами епископского двора, к которому позднее в южной части добавились крытая галерея и здание приюта. Далее в сторону Прегеля выросли епископский покой и восточнее от него школа (позднее ставшая университетом), а также госпиталь. Точно установить дату начала строительства Собора нельзя; в 1320 году упоминается о намерении строительства, вероятно епископ Кларе начал производство работ где-то в 1332 году, самое позднее в 1333 году. О его первоначальном намерении, выполнить Собор в виде укреплённой церкви свидетельствует построенная в первую очередь восточная стена хора, имеющая толщину в 3 м. Поверху этой массивной стены должен был быть также построен широкий ход для защитников, к нему же быть пристроены угловые башни. И строительство северной стены поначалу выполнялось до высоты в 2,75 метров с такой же толщиной. Но дальнейшее строительство в таком массивном ключе сорвалось по причине протеста владельца территории, Великого магистра Тевтонского ордена Герцога Людгера фон Брауншвайга. Поэтому верхняя часть северной стены, а также на тот момент ещё не возведённая южная стена имели толщину всего 1,28 м.

Между 1335 и 1340 годом церковный хор был закрыт с помощью “фахверковой” стены в качестве временной меры. После чего храм божий начал как таковой и использоваться. В это время высоко вверху на хорах возник знаменитый фриз, начинавшийся у северной стены, проходивший дальше по восточной и заканчивавшийся на северной (он также исчез полностью, о нём можно прочитать в книге Зайделя).

Предположительно только в этот момент были возведены западные башни (именно этому объяснению поддаётся видное в плане лёгкое смещение / надлом главной оси). Обе башни были построены в 1344 году. Изображений их внешнего вида не сохранилось. Они, скорее всего, возникли по образцу Кульма или Кульмзее. Одновременно работы над продольным нефом, заложенным в виде базилики, продвинулись настолько, что можно было начать возведение деревянного перекрытия и крыши (крыша была готова в 1351 году). Но не успел Собор отстроиться, как при Великом магистре Винрихе фон Книпроде (1351-82) уже началась перестройка: решено было возвести зальную церковь с тремя нефами. Перестройка с возведением сводов продлилась до 1382 года. При этом в среднем нефе исчезли окна, а окна боковых нефов увеличились в высоту.

В 1544 году обе башни сгорели дотла. Их повторное возведение пришлось на время Ренессанса; к южной башне добавилась надстройка с 12 углами, в которой были повешены колокола. Северная башня осталась в подчинённом положении с простыми фронтонами по западной и восточной сторонам. Проекты для обеих были выполнены бывшим придворным столяром Гансом Вагенером. Эти работы были закончены в 1552 году.

В 1564 (или 1568) году на крыше продольного нефа был возведена очаровательная маленькая башенка - коньковый всадник.

В 1650 году основанная уже в 1629 году канцлером Мартином фон Валленродтом библиотека была перенесена в до сих пор неиспользуемое помещение в южной башне под колоколами.

В 1901-07 годах Собор реставрировался под руководством консерватора провинции Рихарда Детлефсена. Целью этой реставрации было восстановление прежнего состояния до 1400 года. Следуя велениям времени, применили всю свою фантазию; например, на юго-восточном углу хора была вновь создана маленькая укреплённая башенка на основании остатков фундамента в стене. Внутри из-под штукатурки были освобождены старые фрески. Кроме того, делалась попытка противодействовать плохому строительному основанию и недостатком заложения (тогда под южной башней была обнаружена просадка глубиной в 1,67 м).

Бомбардировки августа 1944 года нанесли тяжёлые повреждения. Церковь полностью выгорела. Фронтон северной башни и части свода обвалились. Оставшиеся своды могли быть спасены, если бы своевременно были проведены работы по консервации и возведению временной крыши. Но 20 лет ничего не происходило, в это время Собор был подвержен атмосферным воздействиям, и отдан во власть мародёрам; исчезли, прежде всего, в том числе остатки не тронутых пожаром памятником; да и в целом, руина находилась в безутешном состоянии.


В 1972 году были начаты первые работы по поддержанию сооружения. Однако в 1975 году в продольном нефе всё-таки обвалился последний пролёт. И только с 1976 г. начались определённые работы по консервации, например., перекрытие и дозакладка стен. Восстановление, как таковое, началось только в 1990 г.

Строительное описание

Западные башни.

Западный фронт разделён на три части на южную и северную башню и срединное строение. Оба нижних этажа образуют собой сквозной цоколь. Так на входном этаже и возникли три простых помещения с крестовыми сводами, соединённые между собой и продольным нефом. Среднее помещение служит вестибюлем. В нём находится круглая, очень оригинальная в оформлении башенка с лестницей, ведущей на верхние этажи. Среднее помещение второго этажа было перекрыто ныне реконструированным ребристым звездообразным сводом. Этажом выше находилась Валленродтская библиотека в помещении южной башни (прямо под звонницей) и в помещении посередине. Одно из помещений было расписано, а в другом были сделаны фигуры и резьба по дереву в стиле барокко. Помещение в северной башне раньше не использовалось. Во всех трёх помещениях ныне разместился музей Канта.

Названное трёхчастное деление на две башни и среднее сооружение почти никак не отражается на фасаде. Скорее фасад разделён вплоть до оснований башен двумя узкими, но заметными декоративными лентами на горизонтальные фрагменты, которые частично лишают готические окна возможности производить впечатления стремления вверх. Внизу в проходящем под двумя этажами цоколе преобладает закрытая кирпичная стена, которая несколько оживляется 11 осями готических форм по типу стен продольного нефа, из которых только три являются настоящими окнами, а остальные выполнены в виде слепых аркад (из которых позднее две были наполовину перекрыты контрфорсами). Лежащий выше второй (или средний) фрагмент более интересен. Между двумя штукатурными поясами встроено тесно друг к другу 18 очень высоких и стройных декоративных арок, перекрываемых стрельчатыми арками. В эти высокие декоративные арки на втором, отстоящем назад уровне, устроены другие маленькие декоративные проёмы, разделённые на три этажа. Формы варьируются изысканным образом: по бокам башен, например, внутренние декоративные арки выдаются над двумя “этажами”, при этом удлинённые формы, для повышения размаха, стоят над короткими. И только при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что некоторые из декоративных арок сделаны в виде оконных проёмов. Это показывает, что декоративные арки в первую очередь были средствами оформления, а не предназначались для имитации окон.

И только над вторым декоративным поясом следует башенная зона с её разделённым на пять частей средним фронтоном, два пилястра которых начинаются уже между декоративными арками и расположены в противовес к горизонтальным декоративным поясам. Обе башни не смогли быть возведены на большую высоту из-за плохого строительного основания. Они так и остались башенными культями со ступенчатыми фронтонами с двухскатными крышами между ними. Эти фронтоны были снесены после пожара 1544 года. На квадратном основании южной башни была возведена двухэтажная надстройка с 12 углами, на которой только в 1552 году был построен шпиль, покрытый плоской черепицей. Интересно, что на смену готическим окнам пришли формы ренессанса, дополнившись полуциркульными арками с маленькими замковыми камнями. Да и северная башня, восстановленная с простым фронтоном, выказывает типичные формы ренессанса.

Продольный неф. По характеру своего плана Собор следует схеме орденских церквей с трёхнефной приходской церковью и однонефным хором с прямым завершением, но без крипты (подземной часовни). По первоначальной концепции приходская церковь была сделана в виде базилики с высоко расположенными окнами в среднем нефе. Над ней был выстроен простой деревянный потолок. Контрфорсы поначалу не предусматривались, они были добавлены только после появления сводов.

Церковь с тремя нефами и пятью пролётами производила впечатление простора, хотя в ней и не было того стремления вверх, имевшего место быть в южно- и западногерманской поздней готике. Но при высоте в 17 м соотношение ширины к высоте как почти 1:1,5 заслуживает внимания. Более низкие боковые нефы позволяют только угадывать историю их возникновения из прежних форм базилика. При повышении внешних стен окна были продлены, а уже имевшийся декоративный ряд был на юге продолжен в вертикальном направлении, на севере он был удвоен. Как и в нижней части западного фронта, в каждом пролёте было сделано только одно окно. Для более удовлетворительного оформления пространств между двумя контрфорсами, вбок от окон были добавлены декоративные арки (которые были закрашены раньше, а при реставрации в 1907 году были дополнены разукрашенными ажурными орнаментными формами). При перестройке под приходскую церковь были возведены новые, богато профилированные колонны, которые в основании были слегка вытянуты. И только их цоколи из песчаника остались со времён первоначальной базилики. Колонны переходили без пят в арки, нёсшие звездчатый купол из 12 частей. Купола боковых нефов имели своеобразную форму: Средняя нервюра в форме грушеобразного ребра (*) пересекала всё пространство, с обеих сторон к ней по сводам примыкали сегментные своды. После 1500 года восточный пролёт северного нефа обвалился. При повторном возведении было вновь отдано предпочтение звёздчатому своду. Внутренние поверхности стены из обожённого кирпича и колонны были оштукатурены и частично разукрашены. Уже в 1833 году на хорах и в 1863 году в приходской церкви были обнаружены настенные росписи, другие были найдены при реставрации в 1907 году.

На западном завершении среднего нефа в 1717 году было построено возвышение для органа, которое было в 1833 году расширена до певческой эмпоры. Будучи высотой чуть более 3 м, она поначалу закрывала входящему полный вид на церковный неф. Сам орган был сделан в 1721 году Йошуа Мозенгелем.

На востоке средний неф завершался триумфальной аркой, высота которой примерно соответствует высоте самого низкого хора. Первоначально здесь стоял леттнер высотой в 4 м, имевший два прохода. Позднее проём был увеличен, а на этом месте устроен алтарь в стиле ренессанса, который был расширен с добавлением элементов барокко.


Разрез по хорам. Разрез по продольному нефу.

По обратной стороне гробнцы герцогу Альбрехту. По состоянию на 1350г. (примерно)

Состояние 1340-1944 года (гробницы с 1571г)

Однонефный хор длиной в пять пролётов показывает особенно сегодня, когда его мощная кирпичная конструкция ничем не прикрыта, свой характер оборонительного сооружения. Его “оборонительная” функция использовалась французами в период оккупации в 1807 году, когда они короткое время надругались над ним, приспособив под военную тюрьму. После переустройства под нормальную церковь, которого вскоре после начала строительства потребовал Великий магистр, южная стена, вероятно, стала выше на 2,60 м выше северной. Из-за чего стропильная ферма, которая расположена над хорами несоосно, оказалась неровной. С самого начала было предусмотрено возведение сводчатых перекрытий над хорами, о чём свидетельствуют выполненные вместе с внешними стенами контрфорсы. Подпятные камни звёздчатых сводов в виде тонких колонн примыкали к стене на длину 2,80 метра.


Внутри хоры были разделены решёткой: два восточных пролёта образовывали высокий хор; с момента похорон герцога Альбрехта здесь возник княжеский склеп. Три оставшихся пролёта были доступны для всех и образовывали нижний хор, здесь был также и сиденья для хоров.


Внешне южная сторона хоров была выполнена с меньшим количеством украшений, здесь, скорее всего, раньше находилась крытая галерея. А вот северная сторона, выходившая на Альтштадт, была выполнена с использованием больших средств с профилированными окнами и контрфорсами. Верхнее завершение боковых стен по своему расчленению соответствовало поначалу планировавшейся крытой галерее. На севере это были полуциркульные, на юге декоративные стрельчатые ряды. Вместе с новой конструкцией крыши они были восстановлены в 1997 и 1998 годах.

Общая часть

Продольный разрез.

Состояние на 1907 - 1944г


Кёнигсбергский собор вряд ли является тем строительным сооружением, которое могло бы произвести впечатление своими особенно удачными пропорциями или единым художественным оформлением. Значение Собора более проявляется в качестве мощной орденской церкви, которая - в соответствии с требованиями времени - постоянно перестраивалась и формировалась по-новому со врёмен готики до времён барокко, пока в начале 20-го века не подверглась основательной реставрации в соответствовавшей тому времени манере.

Бросается в глаза большая длина 98 м, которая обозревалась лучше всего в 1994 году, когда башни снова достигли своей прежней высоты, а продольный неф и хоры присоединялись к ним в виде “низкой” руины, которая всё тянулась и тянулась в длину. Из-за вновь восстановленной очень высокой крыши это впечатление “бесконечности” притупляется, и мощь здания может быть теперь воспринята во всём объёме. В особенности южная башня с её шпилем, которая до 1997 года благодаря своей высоте представлялась в известном смысле даже в более выгодном свете, производит впечатление придавленности, подчинённости длинному церковному нефу.


В полные фантазии времена перестроек и нового оформления в конце 19-го века были проекты воздвижения обеих башен в “готическом” смысле, т. е. более высокими (что в других местах уже произошло, а в Кёнигсберге к счастью нет). Нельзя и представить себе, чтобы высокие башни смогли создать баланс с очень удлинённым нефом. Так башенная сторона со шпилем и шанцом являются всего лишь показной витриной в лучшем смысле этого слова: начавшись с готического стремления ввысь с высокими рядами окон и узкими декоративными арками над ними представленными наверху в эпоху ренессанса, это стремление успокаивается широким фронтоном северной башни и компактными полуциркульными окнами южной башни. Ну а далее в качестве точки над “i” на всём стоит двенадцатиугольная надстройка южной башни с её острой пирамидальной крышей - элементы, которые ещё раз привязываются к готическому стремлению ввысь.

Пристройки

Как и все средневековые церкви, собор в Кёнигсберге обрёл несколько пристроек:

Часовня для крещения была пристроена в 1595 году. Два контрфорса северной стены продольного нефа были связаны друг с другом, а всё помещение было перекрыто деревянным сводом. В качестве разделяющей стенки от бокового нефа была взята форма, типичная для ренессанса: на парапете были поставлены в два ряда одиннадцать стройных ионических колонн с античной системой балок. Проём посередине венчался полуциркульной аркой.

Ризница была пристроена в углу между южной стеной бокового нефа и хорами. Она состояла из собственно ризницы со сводом и вспомогательного помещения, доступ к которому был возможен только снаружи. На стенах основания обеих помещений нынче возникла вспомогательная комната для технических приспособлений, выполнения из кирпича другого типа.

Профессорская усыпальница. С 1558 года все профессора стоявшего напротив университета имели право быть похороненными в открытой галерее по северной стене хора. Иммануил Кант был в 1804 году последним, кто торжественно нашёл здесь свой вечный покой. В 1809 году был возведена открытая прогулочная галерея, но из-за плохого состояния она была снесена в 1880 году. Над местом захоронения Канта был воздвигнут маленький зал с двумя фронтонами в готическом стиле, который, правда, вскоре тоже пришёл в негодное состояние. И только на великий юбилей Канта в 1924 году на том же месте было воздвигнуто новое достойное сооружение.

Сегодняшнее состояние

Внешний вид собора с помощью реставрационных работ большей частью восстановлен (если не принимать во внимание состояние кирпичной стены, неудовлетворительные работы по её улучшению и не всегда правильно выбранную форму и материалу покрытия контрфорсов, крыши, шпиля башни и ризницы). Окончательная реставрация внешней части стены началась в 1999 году, при этом места с недостаточно хорошим исполнением во времена ранних реставраций должны быть также обновлены.

Во внутренней части хоров и приходской церкви (оба перекрыты крышей из лёгкой металлической конструкции, боковые стены закреплены стальной конструкцией) можно было видеть ужасающее состояние, в котором Собор был ещё в 1976 году при начале работе по консервации или в 1990 году, начале собственно восстановления.

Всё весьма богатое внутреннее убранство сгорело ещё в 1944 году, своды обвалились один за другим, стены из обожённого кирпича представляются голыми без штукатурки, боковые стены, хотя ещё имеются, но стоят криво и при высоте в 17,7 м отклонились от вертикали до 42 см. Даже поначалу сохранившийся пол был разрушен при первых работах по консервации. Эпитафии на стенах, которые вышли из войны относительно целыми, только в последующие годы были разрушены до неузнаваемости.

Но кривизна внутренних стен не является следствием отсутствия работ по их поддержанию, это проблема, которая с самого начала работ по возведению собора в 14-м века доставляла хлопот. Строительный грунт острова на Прегеле состоит из земляной насыпи, 3-4 метрового слоя торфа, а под ними идёт шлам и песок-плывун. Эти слои отнюдь не могут быть несущими. Внешние стены стоят на арочных устройствах, и только колонны, скорее всего, стоят на сваях.

Интерьер

Памятник герцогу Альбрехту по сотсоянию на 1945г.

Это я.))) Таким запомнило его наше поколение............


Упомянутый богатый интерьер, постоянно обогащавшийся с 14 по 19 век, был в 1944 г. и первые послевоенные годы почти полностью уничтожен. Остались только части отдельных эпитафий и склепы в стене.

Почти вся восточная стена по-прежнему занята памятником герцогу Альбрехту (он остался почти без повреждений после бомбардировок, но потом все фигуры, гербы, колонны и прочие украшения были растащены, на сегодня остался только голый архитектурный каркас - 11 м высотой, 12,5 м шириной). Этот памятник считается одной из главных работ скульптора Корнелиса Флориса из Антверпена (1513 - 1575), он был сделан в Антверпене. Герцог Альбрехт умер в 1568 году, на памятнике стоит год 1570, а установлен он был в 1571 году. Образцом служили итальянские могилы расцвета ренессанса, которые в свою очередь корнями уходят в Древний Рим.

Среднюю часть образует большая полуциркульная ниша, окружённая по бокам четырьмя маленькими нишами, перед которыми расположены коринфские колонны с конструкцией перекрытия. Роскошный саркофаг стоял в большой нише, на его плите стоял на коленях герцог, молившийся перед алтарём. В боковых нишах стояли аллегорические фигуры. Под завершавшим всё фронтоном находилось очень реалистичное изображение Страшного Суда. Фигуры были сделаны из белого алебастра, архитектурные части из бельгийского известняка.

Из более чем 100 эпитафий, прежде расположенных на внешних и внутренних стенах, сохранились только немногие. Внутри кроме памятника Альбрехту на хорах на южной стене можно видеть только остатки двух эпитафий. Плиту для эпитафии князю Богиславу Радзивиллу (умер в 1669 году) и его супруге Анне Марии, урожд. княжне Радзивилл (два больших венка с надписями и два бюста в натуральную величину отсутствуют); потом архитектурный остов эпитафии герцогине Анне Марии, второй супруги герцога Альбрехта (умерла в 1568 году); и здесь недостаёт надписей и фигурных украшений.

Изображённая ниже круглая лестничная башенка в сенях уже упоминалась. Квадратные колонны дают возможность видеть винтовую лестницу. В нижней части и под крышей полуциркульные своды так переплетены друг с другом, что из них образуются маленький стрельчатые своды. Бёттихер писал: что “башенка так оригинально придумана, что ничего похожего поставить рядом нельзя”. Переплетённые в виде стрельчатых сводов арки - одно из изобретений норманнской архитектуры на Сицилии в 11-м и 13-м веках.

Эпитафии

лучше сохранились на внешних стенах, так как они в большинстве своём не содержат никаких роскошных архитектурных деталей и никаких фигурных украшений, а просто вправлены в стену в виде плит. Они отреставрированы и законсервированы в 1995/96 годах.


Начнём с южной стороны собора:

Снаружи на последнем, восточном пролёте продольного нефа в нижней части декоративного окна закреплена простая табличка в честь Сары Брегелиа; она состоит только из надписи, обрамлённой в рамку.

Дальше, уже на внешней стене хоров во втором пролёте (к востоку от пристройки бывшей ризницы) есть хорошо сохранившаяся (хотя и в трёх местах разломанная) эпитафия Сюзанны фон Калькштайн. Над надписью два герба; плиту обрамляет изречение в виде рамки по всем четырём.


У пятого, последнего пролёта хоров находится эпитафия канцлера Йоханна фон Кройтцена и его жены Йеофемии, урождённой Дамерау; над надписью видна сама пара, на нём рыцарские доспехи, а на ней длинное платье и ожерелье вокруг шеи; выше ряд гербов.


Теперь перейдём к восточной стене хоров: там висит, вблизи от кантовского портика, хорошо сохранившаяся эпитафия Урсулы фон Пудлитц, урождённой фон Грюнберг, супруги благородного господина Ведиго Раймар цу Пудлитц, год смерти - 1612. Над надписью в углублении вправлены оба герба.

Другие эпитафии находятся на обращённой к городу северной стороне Собора. В предпоследнем пролёте (рядом с могилой Канта) на внешней стене сильно размытая эпитафия Альбрехта барона фон Киттелитца, регента и ландхофмейстера (можно с трудом распознать фигуры со сложенными руками).

Следующая эпитафия расположена на стене хоров и сохранилась лучше, она посвящена Коэлестину Ковалевски (располагавшийся над надписью медальон ныне отсутствует).

Ну и под конец во втором пролёте стидим хорошо сохранившуюся эпитафию Андреаса Фабрициуса. Она оформлена богаче с гербом посередине, обрамлённым сводом эпохи ренессанса. На ней также изречение, которое заключает как рамка всю плиту по четырём сторонам.

На северной стене продольного нефа на пятом восточном пролёте расположены сразу две эпитафии: первая не идентифицирована и состоит только из рамки. Вторая рядом, богато оформленная, посвящена Маттиасу Стоиусу. Эта напоминает своим разделением на две части и маленьким фронтоном поверху эпитафии в церковном помещении.

Последняя эпитафия расположена слева от окна 4-го пролёта (пролёта восточнее часовни для крещения) и посвящена Кристоферу Пройссу и его супруге Йеофемии Столпиане. Она обрамлено бросающейся в глаза рамкой.

Внутри хоров на полу находилась могильная плита великого магистра Тевтонского ордена Лютера фон Брауншвайга (поначалу она было временно обнесена досками). Эта плита с надписями в нескольких местах разломана. В 1998 году она была сфотографирована для реставрации.

Одной из главных достопримечательностей Калининграда является музей Иммануила Канта, находящийся в историческом здания Кенигсбергского Кафедрального собора. В трёх выставочных залах на четвёртом этаже здания представлены экспозиции: "Кант и Россия", "Кант и его окружение" и "Мемориальный зал Канта". Остров в центре Калининграда, на котором находится музей, также назван именем Канта.

История жизни известного философа Иммануила Канта, жившего в столице Восточной Пруссии - Кенигсберге (ныне Калининград), широко представлена в мемориальном зале. О первых познаниях, увлечениях, трудах, научной деятельности и людях, окружавших родоначальника немецкой философии, подробно рассказывается в экспозиции "Альбертина". Здесь можно узнать много нового, например то, что в результате победы России в Семилетней войне Иммануил Кант в течение нескольких лет являлся российским подданным. В этом же зале можно увидеть прошение Канта, отправленное на имя императрицы Елизаветы, с просьбой о назначении его на место заведующего кафедры логики и метафизики. Также в музее Иммануила Канта подробно рассказывается о привычках местных масонов и обычаях масонских лож 18-19 веков. Окна музея украшены художественными витражами с масонской символикой.

В северо-восточном углу собора находится могила профессора Кенигсбергского университета Иммануила Канта, так ни разу и не выехавшего из своего родного города, но известного во всём мире как философа, стоящего на грани эпох Просвещения и Романтизма. В здании Кенигсбергского Кафедрального собора также расположены музейные экспозиции, рассказывающие об истории острова Кнайпхоф (ныне остров Канта), знаменитой Валленродтской библиотеке и Кенигсбергского университета, деятельность которого неразрывно связана с работами Канта.

В память о Иммануиле Канте в Калининграде были установлены: памятник (изготовленный по авторской модели Рауха) рядом с корпусом Университета и именная скамейка около музея Мирового океана, а также был создан кабинет-музей в здании Калининградского университета (ранее - Альбертины).

Как самостоятельно добраться к Кафедральному собору Калининграда. Часы работы музея и органного зала, могила Канта в Кафедральном соборе.

На территории этого города немало старинных памятников, ежегодно притягивающих любителей старины со всего мира. Почетное по популярности место в числе достопримечательностей Калининграда занимает Кафедральный собор (Кройцкирхе), воздвигнутый в начале 14-го века под руководством епископа Иоанна.

Кафедральный собор времен Кёнигсберга

Кафедральный собор Калининграда был центральным храмом округа Кнайпхоф , где регулярно проводились службы с присутствием первых лиц города и государства.

Кафедральным собором бывшего Кёнигсберга сегодня можно любоваться в первозданном виде!

В криптах собора покоятся останки дворян и духовных сановников. Первая могила принадлежит Великому магистру ордена Тевтонских рыцарей Лютгеру фон Брауншвайгу и находится здесь с 1335 года. Последнее захоронение было сделано в 1809 году - принадлежит оно мертворожденному сыну принцессы Марианны и принца Вильгельма. В числе легендарных личностей, находивших последнее пристанище в стенах Кафедрального собора Кёнигсберга, значится не один магистр Тевтонского ордена , несколько Земландских епископов , профессора местного университета и другие не менее значимые персоны.

Но самой выдающейся персоной, чья могила также расположена в стенах собора, стал немецкий философ Иммануил Кант . Его захоронение выделяется на фоне остальных: относительно недавно (по отношению к возрасту собора, конечно), а именно в 1924 году, в честь 200-летия Канта над его могилой был сооружен портик.

До Второй Мировой войны Кафедральный собор был образцом великолепия, в его стенах размещалась одна из крупнейших библиотек Пруссии, основанная Мартином фон Валендорфом в 50-е годы XVII века. Кроме того, храм гордился одним из крупнейших органов в Европе.

Но в результате авианалетов союзников в конце Второй Мировой собор был разрушен, а внутреннее убранство утрачено. Однако надгробиям и эпитафиям каким-то чудом удалось сохраниться.

Кафедральный собор Калининграда

Спустя десятилетия, исследователям и историкам, занимавшимся изучением руин собора, удалось выбить найти средства и добиться распоряжения о начале восстановления калининградского собора. Произошло это лишь в 1992 году. Благодаря неожиданному в те смутные времена решению, сегодня каждый желающий может насладиться не только фасадом восставшего из руин собора, но и экспозицией открытого на его базе музея им. Иммануила Канта.

Карта Кёнигсберга и сувениры на территории калининградского собора

В маршрут экскурсии по Кафедральному собору входит посещение института Канта, православной часовни, восстановленной «из пепла» библиотеки и т. д.

Но главным достижением реставраторов считается открытие концертного зала, рассчитанного на 700 посетителей. Расположенному здесь органному комплексу нет равных на территории России. Он состоит из большого и малого органов и позволяет добиться удивительно сочных звуков. К тому же акустические возможности самого Кафедрального собора, как утверждают, безграничны!

Вывод можно сделать один: архитекторам удалось восстановить не только «тело» собора с точностью до малейшей детали, но и воскресить тот дух, что витал в этих стенах на протяжении долгих веков жизни собора.

Кафедральный собор - как добраться

Кафедральный собор Калининграда расположен в сердце острова Кнайпхоф (или остров Канта, как его называют), по адресу: ул. Канта, 1.

Добраться до острова можно с площади Победы на трамвае №3, 5. Остановка «Рыбная деревня», от которой придется пройти метров 300. Если вам ближе Ленинский проспект, выбирайте любую маршрутку и выходите возле . Затем переходите дорогу и через автомобильный мост двигайтесь к Кнайпхофу - готический шпиль вы заметите издалека.

Часы работы музея и органного зала

В настоящее время в помещениях Кафедрального собора открыты православная и протестантская часовни. Работают следующие музейные экспозиции: «История острова Кнайпхоф», «Иммануил Кант и Кёнигсберг», «Кафедральный собор. Возрождение из руин», «Валленродтская библиотека».

В алтарной части на этапе реставрации надгробие герцога Альбрехта, памятник которому можно увидеть на территории храма, напротив могилы Канта.

Время работы Кафедрального собора: с 09-00 до 17-00 без выходных.

Информацию можно уточнять на оффициальном сайте - www.sobor-kaliningrad.ru . Там же можно узнать расписание концертов органной музыки в соборе Калининграда.

Экскурсии по Калининграду и области

Необычные маршруты, организованные местными жителями. Придумывают экскурсии люди творческие, которым есть, что рассказать о городе и окрестностях. Они же подскажут, где провести время и на чем можно сэкономить.

Отели в районе Кройцкирхе

Если вам приглянулось расположение Кафедрального собора, то интуиция вас не подвела — если где-то и стоит жить в Калининграде, то именно в районе острова Канта. На карте ниже вы найдете все отели, расположенные в окрестностях Кройцкирхе.

Подведем итоги

Не важно, интересна ли вам история сооружения, желаете ли вы любоваться восстановленной библиотекой и любите ли вы органную музыку. Если вы прибыли в Калининград впервые, знайте - избежать посещения Кафедрального собора вам не удастся, ведь это душа города.

Остров Канта и расположенные на нем Кафедральный собор, могила Канта, музей Канта - самые посещаемые достопримечательности Кёнигсберга (Калининграда).

Остров Канта

Остров Кнайпхоф, или остров Канта - это островная часть города, которая находится в центре Калининграда и окружена водами реки Преголи. На территории острова в просторном парке возвышается Кафедральный собор.

Когда-то на островной территории помещался целый город. О его существовании первые упоминания относятся к XIV веку. К 1944 году в городе насчитывалось 305 домов, 27 улиц, были собор и ратуша. Остров был соединен с материковой частью пятью мостами. По улочкам ходили трамваи. Но летом 1944 года во время бомбардировок городок был полностью уничтожен.

В 70-е года на территории острова обустраивают парк. Окультуривают территорию и размещают Парк скульптур (они были взяты из запасника музея), размечают дорожки и тропинки парка.

В начале 1990-х годов был восстановлен Кафедральный собор. В часовнях были размещены три религиозные конфессии, в настоящее время он недействующий.

Островной парк - это любимое место прогулок, отдыха и культурного времяпрепровождения горожан и туристов.

Здесь есть что посмотреть. Кроме Кафедрального собора, можно посетить музей Канта, его могилу, парк скульптур. В соборе можно отдохнуть от городской суеты и послушать орган.

Кафедральный собор

Кёнигсбергский кафедральный собор, или в настоящее время Кафедральный собор Калининграда, расположен в историческом центре города, на островной его части.

Здесь первый собор был построен в конце XIII века и являлся единственным храмом города на острове Кнайпхофе. В середине XIV века его снесли и начали строительство более просторного храма, используя кирпичи разрушенного собора. Датой завершения строительства принято считать 1380 год, но работы по оформлению продолжались еще некоторое время.

Собор первоначально был католическим, но в 1519 году здесь прошла последняя католическая месса, а через несколько лет состоялась первая евангелическая служба - на немецком языке. Собор превратился в городскую лютеранскую кирху.

Некоторое время спустя рядом был построен корпус здания университета Альбертина.

После этого собор стал выполнять роль университетской церкви, южная его башня использовалась под Валленродскую библиотеку.

В 1558 году при соборе устраивают профессорскую усыпальницу, в которой стали хоронить преподавателей университета.

Последним нашел здесь вечный покой Иммануил Кант. Через 200 лет со дня его рождения с восточной стороны собора был установлен портик, посвященный философу.

В конце XVII века в соборе появился орган, а в 1888 году был привезен и установлен еще один.

Во время англо-американских бомбардировок 1945 года собор был сильно разрушен, на острове был сильный пожар. Люди тушили его собственными силами, однако спасти историческое убранство собора и большую часть жилых построек так и не удалось.

После окончания войны собор длительное время оставался в состоянии руин. Его не сносили только благодаря могиле Канта, которая расположена у его стен.

Первая попытка реставрации собора была предпринята в 70-е годы, но от нее было больше вреда, чем пользы. Был случайно разрушен фронтон северной башни и сильно испорчены напольные эпитафии.

Серьезно подошли к вопросу реставрации собора только в начале 90-х годов. Но и эти работы вызывают множество нареканий со стороны историков. Реставраторы восстановили собор, но не в точном соответствии с его предшественником довоенного времени.

В настоящее время Кафедральный собор является одним из украшений города и его символом.

Он недействующий. Регулярные службы здесь не проводятся, здание используется для проведения концертов органной музыки, для размещения экспозиций собора и музея Канта.

Но при соборе действуют православная и евангелическая часовни.

Первое богослужение здесь состоялось в Пасху 1992 года, в 1995 году состоялось общее богослужение православных, католиков и протестантов.

У северо-восточной стороны собора находится мемориальная открытая галерея с колоннами. Она построена на месте захоронения немецкого философа - Иммануила Канта.

В профессорской усыпальнице в 1804 году был погребен прах Канта. В 1880 году над могилой была построена часовня, но в 1918 она была разрушена, и на ее месте была возведена галерея в виде колонного зала с кенотафом (саркофаг) на постаменте.

После бомбардировок в 1944 году могила Канта в Калининграде полностью уцелела, а собор был сильно разрушен, от него остались руины. В годы советской власти могила философа спасла собор от тотального разрушения.

В 1960 году мемориальная могила Канта становится объектом под особой охраной государства, в настоящее время это объект культурного наследия.

Надпись на могиле Канта очень скромная. Выгравировано его имя и годы жизни.

Могила Канта располагается в парковой зоне острова и является одной из самых известных достопримечательностей Калининграда.

Биография немецкого философа

Жизнь и деятельность великого философа тесно связаны с Кёнигсбергом, университетом, островом Кнайпхоф, где он и нашел вечное упокоение.

Иммануил Кант родился в Кёнигсберге в небогатой семье ремесленника в 1724 году. Окончив гимназию, он поступил в университет. Из-за смерти отца ему не удалось завершить учебу, он был вынужден на 10 лет стать домашним учителем.

В 1755 году защитил диссертацию, это дало ему право преподавать в университете.

С 1755 по 1770 год преподает в университете математику, физику и философию.

Умер в 1804 году и похоронен был в профессорской усыпальнице Кёнигсбергского университета.

Музей Канта

Музей философа расположен на четвертом этаже Кафедрального собора, в нескольких выставочных залах представлены экспозиции: «Кант и его окружение», «Кант и Россия», «Мемориальный зал».

История жизненного пути немецкого философа представлена в мемориальном зале. Здесь можно узнать о его увлечениях, научной деятельности, трудах, людях, которые его окружали и которых он любил. В музее подробно рассказывается о местных масонах и обычаях масонских лож XVIII-XIX столетия. Окна музея украшены витражами с символикой масон.

В музее выставлены музейные экспозиции, которые рассказывают об истории острова Кнайпхоф (остров Канта), о Валленродтской библиотеке и Кёнигсбергском универстете, с которым тесно связана научная деятельность Канта.

Как добраться до острова Канта (Калининград)

Добраться до острова можно по Ленинскому проспекту или улице Октябрьской. К острову ведут два моста.

На автомобиле следует двигаться до адреса улица Октябрьская, дом 2.

До остановки «Рыбная деревня»:

  • маршрутное такси № т92, т72, т80;
  • автобус № 45.

До остановки СК «Юность»:

  • маршрутное такси № т75, т93т72, т80, т77, т87, т65;
  • троллейбус № 2, 7;
  • автобус № 49 и 45.

До остановки «Дом культуры моряков»:

  • автобус № 23,7, 44, 37, 108, 11, 27, 106, 12, 14, 8, 17, 9, 19, 1, 21, 18, 30, 10, 36, 49, 159, 3;
  • троллейбус № 5 и 1;
  • маршрутное такси: т64, т93,т85, т66, т89,т67, т69, т87,т71, т90, т77, т62, т83, т86т70,т84, т88, т63;
  • трамвай № 5 и 3.

Где находится могила Канта: как добраться?

Главным ориентиром в поиске могилы немецкого философа является Кафедральный собор. Могила находится у северо-восточного угла собора.

До могилы Канта можно добраться на машине, такси, общественном городском транспорте до моста Медового, перейти по мосту реку к Кафедральному собору.

Кроме острова Канта, где увековечена память о нем и где находится его мемориальная могила, в честь него в городе Калининграде установлены:

  • памятник рядом с университетом;
  • именная кантовская скамейка недалеко от музея Мирового океана;
  • кабинет в здании Калининградского университета (ранее университет Альбертина).