Г п лынтупы. Лынтупы - деревня Поставского района, Витебской области Беларуси. Костел, Усадьба. Достопримечательности, Путешествие и туризм, Исторические и архитектурные памятники. Александр Лукашенко: больше всего меня настораживает, что устранение ключе

Городской поселок Лынтупы находится всего в 2 км от государственной границы нашей страны с Литовской Республикой, на крайнем северо-западе Беларуси посреди заповедных лесов нашего Поозерья (40 км западнее г. Поставы и 25 км севернее озера Нарочь).

Чтобы понять уникальность этих мест для исследователей, в начале темы сделаем небольшой ракурс в историю края.

В раннем Средневековье территория Лынтупщины входила в состав Нальщанского княжества. Все население княжества было языческим. После насильственного захвата Нальщан Великим князем Литовским Войшелком в 1264 году земли княжества были переданы под формальную юрисдикцию Полоцка. Однако у ослабленного борьбой с внешними и внутренними врагами Полоцкого княжества в то время уже не было сил христианизировать новые присоединенные земли. Вскоре и само Полоцкое княжество юридически вошло в состав Великого княжества Литовского. Позже мы увидим, что на территории бывшей Нальщанской земли создан Ошмянский уезд Виленского воеводства.

Постепенная христианизация края началась после коронации Великого князя Литовского Ягайлы на польский престол в 1386 году. Но, повторимся, эта христианизация была постепенной и медленно, столетиями, проводилась от правящей элиты к простому народу княжества и не имела резко выраженного насильственного характера. Поэтому, на этой территории вплоть до середины XIX века имелись островки языческого населения, а новая для этих мест христианская вера переплелась в одно целое со старыми языческими обычаями, обрядами и верованиями.

Создание такого плотного переплетения старых языческих верований с христианской религией уникально для континентальной Европы. Подобные процессы происходили лишь в крайне отдаленной от крупных христианских центров Исландии.

Ярким примером такого христианско-языческого конгломерата является и рассматриваемая нами Лынтупщина. Хотя первый костел в городке был построен еще в 1459 году (эта дата считается началом христианизации Лынтупщины), но еще в конце XIX века известный российский исследователь древностей Ф.В. Покровский фиксирует и заносит на свою археологическую карту в самих Лынтупах такой характерный объект языческого культа как «Святой колодец». Более того, автор этих строк во время своих исследований зафиксировал сведения о справлении местным населением культовых обрядов явно языческого происхождения уже во второй половине XX в. Это массовые моления во время некоторых христианских праздников у бывших языческих святынь данной местности: святого «Тысячелетнего дуба» в бывшей деревне Стуковщина (3 км севернее г.п. Лынтупы), «Святого источника» в д. Петрути (10 км восточнее г.п. Лынтупы). Также это разжигание знича (священного огня) во время праздников христианских святых Юрия и Иоанна на бывшем капище языческого бога весны и плодородия Ярило на холме «Могила Рыцаря» («Буцянок») в д. Гурница (12 км к юго-юго-востоку от г.п. Лынтупы). Также это жертвоприношения языческим богам: богине рока и рождения Лайме на ее капища в урочище Вайшский Лог в д. Радута (6 км к юго-востоку от г.п. Лынтупы), неопределенному богу у Святого «Тысячелетнего дуба» в бывшей д. Стуковщина, божеству рода Деду-первопредку на его капище возле бывшей д. Стуковщина и др.

Самой же сенсационной была находка во время совместной полевой экспедиции 1992 г. со старшим научным сотрудником Института Истории АН РБ канд. исторических наук Людмилой Владимировной Дучиц. В окрестностях д. Каптаруны (7 км к северо-западу от г.п. Лынтупы), в 30 м от государственной границы, в заполненном водой отверстии на поверхности культового Святого («Дзюравага») камня Каптарунского были найдены совсем новенькие, только что отчеканенные монетным двором Литовской Республики, монеты. Языческое жертвоприношение в самом конце XX века в центре Европы! Это действительно была сенсация. Благодаря этой находке Каптарунский Святой («Дзюравы») камень стал в научных кругах Европы наиболее известным среди белорусских языческих памятников.

Из приведенного выше материала можно догадаться, что окрестности г.п. Лынтупы являются настоящим сказочным Эльдорадо для краеведов, историков, археологов и этнографов. И действительно, за 20 лет работы автор этих строк нашел и исследовал более сотни объектов дохристианского культа, собрал богатый этнографический материал. Наряду и параллельно с автором над раскрытием древних тайн Лынтупщины работали такие известные ученые, как геолог и кандидат геолого-минералогических наук В.Ф. Винокуров (Геологический Институт АН РБ, Беларусь), кандидаты исторических наук Э.М. Зайковский, Л.В. Дучиц (оба – Институт Истории АН РБ, Беларусь), Викантас Вайткявичюс (Клайпедский университет, Литва), Дайва Вайткявичене (Центральный Литовский Архив Этнографии, Литва), московский археолог Денис Самков (Россия) и другие.


Проведенные летом 2014 года исследования совместно с сотрудниками белорусского отдела Международной Академии информационных технологий (МАИТ) на ряде языческих культовых объектов Лынтупщины обнаружили материал, который заинтересовал представителей и других отраслей науки.

Предыстория вышеупомянутых исследований такова. За время многолетней работы с языческими культовыми объектами автор обратил внимание на необъяснимые случаи, происходящие с человеческой психикой, фото- и видеоаппаратурой на местах бывших языческих капищ. Во время пребывания в этих местах нередко бывают случаи потери пространственной ориентации, зрительной и слуховой галлюцинации, выхода из строя фото- и видеоаппаратуры. Автор нередко и сам являлся очевидцем этих непонятных явлений, а рассказы многих людей о данных случаях являются подлинными шедеврами народного творчества.


Во время этих исследований у автора и возникла мысль о научном изучении данных непонятных явлений с помощью современных технических средств. Случайное знакомство с сотрудником МАИТ, канд. биологических наук Галиной Григорьевной Романенко позволило начать воплощать эти задумки.

В состав нашей группы входили канд. биол. наук Г.Г. Романенко, С.Н. Старовойтов, О.В. Ягело и А.В. Горбуль. Исследования проводились сертифицированным прибором ИГА-1, высокочувствительным селективным измерителем электромагнитного поля с диапазоном 5-1000 Гц и чувствительностью от единиц до сотен пиковольт. Объектами исследования были выбраны бывшие языческие капища Ярилы – бога весны, плодородия и войны (холм «Могила Рыцаря» («Буцянок»), д. Гурница), Мары (Роды, Радуты, Аушрине) – богини мертвых и зари (холм «Французские (Немецкие) могилы», д. Радута), Лаймы – богини рока, знаний и рождения (урочище Вайшский Лог у д. Радута), Веяса – бога ветров (урочище Вайшский Лог), Деда – бога-первопредка, опекуна домашнего хозяйства, дома, урожая, семьи, рода (урочище «Дзедава хата» в бывшей д. Стуковщина) и невыясненного бога у «Тысячелетнего Дуба» (бывшая д. Стуковщина).


Проведенная нашей группой экспериментальная работа на языческих капищах Лынтупщины открыла широкие перспективы использования подобного метода исследования в археологии и, в первую очередь, в изучении культовых памятников.

Так, нам удалось по особому следу (который похож на тепловой след в области инфракрасного излучения) найти первоначальное место нахождения передвинутого культового объекта (камень-жертвенник из капища Ярилы, идол Веяса), исчезнувшие с капища культовые объекты (12 культовых камней, посвященных малым божкам-ветрам на капище Веяса, идол Ярилы, Мары (Радуты) и др.). Также по характеру излучения можно отличить культовые объекты от природных (2 части идола Веяса) и другие возможности, которые нам еще предстоит осмыслить.


Получив лишь часть информации об описанных выше исследованиях, ведущий специалист нашей страны в области изучения дохристианских культовых памятников, сотрудник Института Истории АН РБ, канд. истор. наук Э.М. Зайковский выразил большую заинтересованность в сотрудничестве. Он же и предложил совместно разработать методику подобных исследований в археологии.

Литература

  1. Ермаловіч М. Старажытная Беларусь. Мн.: Мастацтва і літаратура,1990. 336 с.
  2. Сагановіч Г. Нарыс гісторыі Беларусі. Мн.: Энцыклапедыкс, 2001. 412 с.
  3. Дучыц Л., Клімковіч І. Сакральная геаграфія Беларусі. Мн.: Літаратура і мастацтва, 2011. 384 с.
  4. Санько С., Валодзіна Т., Васілевіч У. Беларуская міфалогія:энцыклапекд. слоўн, 2004. 592 с.
  5. Гарбуль А. Скарбы сівых валуноў. Паставы: Сумежжа, 2002. 104 с.
  6. Гарбуль А. Паганскія капішчы і дахрысціянскія культавыя помнікі Пастаўшчыны // Беларускае Падзвінне: вопыт, методыка і вынікі палявых даследыванняў (да 80-годдзя пачатку археалагічных раскопак у г.Полацку) : зб. навук. прац рэсп.навук.-практ. семінара, Полацк, 20-21 лістап. 2008 г. Пад агульн. рэд. Д.У.Дука, У.А.Лобача. Новаполацк: ПДУ, 2009. С. 178-186.
  7. Vaitkevičius V. Alkai. Vilnius: Diemedžio. 2003. 320 p.
  8. Личный архив автора.
Потерпев сокрушительное поражение при попытке взять "с земли" , мы отправляемся дальше по маршруту - следующее место - Лынтупы . Помню как в прошлом году я вечно подкалывал Свиридо тупой фразой "Едь у Лынтупы!", на что он вечно бесился и отвечал "Сам едь!". И вот год спустя мы вместе едем в Лынтупы чтобы осмотреть достопримечательности и зафоткать эту без преувеличения легендарную для БЧ станцию, которая являет собой пример того как "все течет и меняется" в этом мире. Бывшая узловой и имевшая собственное депо, теперь станция даже не линейная, а вообще является тупиковой!


Традиционно мы начинаем с осмотра архитектуры, оставляя железнодорожности на последок. В центре поселка находится костел Святого апостола Андрея 1908-1914 года


рядом с костелом на здании висит табличка начала отсчета километров автодорог. Всегда когда глядел будучи малым на такую же в родном Светлогорске, то видя цифры "Гомель - 111, Минск - 232" считал это само собой разумеющимся, что до областного города будет ближе ехать нежели до столицы... Наивный человек - что тут со мной поделаешь?))))


Старые домики в центре

Начинается дождь и мы отправляемся к усадьбе Бишевских 19 - нач 20 века . Здесь стоит еще одно авто - тоже туристы из Минска осматривают заброшенный усадебный дом

Один из заросших тиной каналов

Арочный мост, который находится в ужасном состоянии. Вернее даже в аварийном состоянии - когда на нем стоишь, то реально просто провалиться в большого размера щели...

Вид в сторону бровара

Заглянули внутрь усадебного дома... Лестницы на второй этаж



Второй этаж

Леша решил взобраться по винтовой металлической лестнице на самый верхний уровень (на фото здания это башенка)


Но попасть туда ему так и не удалось - полы там совсем никакие и можно просто рухнуть вниз со всеми этими перекрытиями

Третий этаж


Усадебный дом


Вот наконец мы едем на ж/д станцию. Я выхожу из машины и следую в сторону четной горловины чтобы своими глазами лицезреть тупик и следы разобранного перегона в сторону литовского Пабраде.

За тупиком видны следы насыпи


Тут я прибегну к помощи одного очень интересного репортажа, автором которого является Евгений Громов - администратор сайта railwayz.info и создатель проекта "фотолинии ". Сам он родом как раз из этих мест и в 2004 году сделал вылазку из родных Постав на пограничную тогда еще станцию Лынтупы. Вот этот репортаж http://parovoz.com/stories/lyntupy-2004/

NB: В связи с тем, что крупнейший железнодорожный ресурс parovoz.com недавно накрылся чуть меньше чем полностью, то ссылки и фотографии на этот сайт не отображаются. Я же когда писал этот пост к сожалениею ничего не копировал на собственный комп((

Так вот тогда в 2004 году (три года спустя как была закрыта линия) перегон Пабраде - Лынтупы еще существовал "материально" - тупика еще не было и пути спокойно себе лежали,

Фото Громова Е.


хотя часть перегона все-таки уже была разобрана (полагаю что на самой границе) в подтверждение чему служит вот эта груда рельсошпальной решетки

Фото Громова Е.


Останки входного и предвходного светофоров (Ч и ПЧ)

Фото Громова


Тогда Женя еще заскочил к ДСП и попал как раз на начальника станции, в беседе с которым узнал много чего интересного:

- путь от ст. Пабраде и до границы не разобран, он завален рельсо-шпальной рещёткой со снятого второго пути участка Швенчёнеляй-Утена;

Против разборки участка был даже начальник БЧ, но вопрос якобы решал не он;

Лынтупы - единственная станция БЧ, не имеющая электрической централизации;

Лынтупы уже не считаются пограничной станцией, единственное, что напоминает о былом статусе - покрашенный коричневой краской белорусский герб на фасаде станционного здания;

В советское время ходил пассажирский поезд из 7 классных вагонов "Витязь" по маршруту Витебск-Вильнюс-Гродно. (Сейчас поезд Витебск-Гродно также имеет название "Витязь", вот только ходит он через Оршу, Минск, Молодечно, Лиду.) Потом маршрут был сокращён до Вильнюса, а затем - и до Лынтупов;

Перегон начали разбирать из-за хороших рельсов Р65, которые были переданы в Витебскую дистанцию пути, остальное разбиралось непонятно с какими целями и было брошено на станции.

Исторические фонари на станции (находятся в кабинете у начальника станции)

Фото Громова Е


а также Громов получил в подарок листочек с "Летописью станции Лынтупы" составленной со слов пенсионеров работавших раньше на станции. Не могу удержаться чтобы не привести читателю эту самую летопись, но для начала еще немного информации из энциклопедии узкоколейных дорог СССР - Свенцянско-Березвечская ж.д.

Историческая схема дорог в этих местах (

В 1915·16 гг., во время Первой Мировой войны, «широтный» ход от Глубокого до Постав или до Воропаева (так на польской карте 1922 г.) был перешит на широкую колею. В 1915 г. для снабжения нарочанского участка фронта немцы построили военно-полевую УЖД от Лынтуп до Кобыльника (с 1964 г - Нарочь) с колеёй 600 мм. От Кобыльника дорога, возможно, продолжалась на север до Годутишек. Депо на одно стойло было построено на ст. Лынтупы. В 1916·17 гг. проложены ширококолейные (1435 мм) участки Пабраде·Лынтупы, Глубокое·Крулевщизна и Пескаришки·Константинов·Шеметово [Шеметовщина] со станциями Януковичи, [Потребичи] и Нарейши. В результате Лынтупах образовался маленький железнодорожный узел с колеями 600, 750 и 1435 мм.

Польская карта 1932 года на которой обозначена ж/д Лынтупы - Кобыльник (Нарочь) http://www.mapywig.org/m/WIG100_300DPI/P29_S43_SWIR_300dpi.jpg

Вот еще карта из атласа 1961 года


Старое здание станции выглядело так (год съемки не известен). Источник

В ВОВ станцию разбомбили фашисты. После войны новое здание было построено на том самом месте где и находится сейчас.

После войны участки Пескаришки·Шеметово и Лынтупы·Кобыльник были разобраны. В 1922·23 гг., после перешивки поляками на широкую колею участкака Лынтупы·Поставы, было решено востановить линию до Кобыльника и продлить УЖД до оз. Нарочь (станция Купа, с 1945 г. - Нарочь), но уже с колеёй 750 мм.

Немецкий паровоз в Кобыльнике


Линия закрыта от Лынтуп до Нарочи в 1959·60 гг., от Швенчёниса до Швенчёнеляя - в 1972 гг., до Лынтуп - в 1967·68 гг.

До закрытия лынтупской линии по ней курсировал один ежедневный грузопассажирский поезд номер 963/964 Швенчёнеляй·Лынтупы.

Ну а теперь та самая "Летопись станции Лынтупы " от Громова:

"До 1940 года станция Лынтупы относилась к Польским государственным железным дорогам (PKP). Станция имела 4 направления Лынтупы - Вильно, Лынтупы - Крулевщизна, Лынтупы - Свенцяны и Лынтупы - Нарочь (Кобыльник) - узкая колея (750 мм). Станция считалась узловой.

Имелся поворотный круг для паровозов широкой колеи, который вращался на 180 градусов. А для разворота паровозов узкой колеи ("кукушек") использовался поворотный треугольник.

На станции работало локомотивное депо узкой колеи, в котором имелось 2 паровоза, а также вагонное депо с вагонами узкой колеи.

Штат станции составлял 32 человека: начальник станции, 4 дежурных по станции, 8 стрелочников, начальник паровозного депо, 4 машиниста, 4 слесаря, начальник вагонного депо, 5 осмотрщиков, 2 проводника, 2 машиниста водокачки. Имелся штат обходчиков, которые проверяли исправность пути, производилась охрана мостов, работал большой штат путейцев. Для экипировки паровозов узкой и широкой колеи имелся угольный склад со штатом в 4 человека и начальником.

До Великой Отечественной войны станция располагалась в районе чётной горловины. Когда Западная Беларусь была присоединена к СССР, железная дорога перешла из подчинения Виленского панства в подчинение Западной железной дороги, отделение дороги находилось тогда в Молодечно.

Во время войны станцию разбомбили фашисты.

В послевоенное время станция Лынтупы была восстановлена. Новый вокзал был построен в том же месте, где находится сейчас.

Один раз в год на день железнодорожника узкая колея работала бесплатно по маршруту Лынтупы - Нарочь, где и отмечали праздник. Поезд уходил утром, целый день находился в Нарочи и к вечеру возвращался.

На участке Лынтупы - Нарочь были остановочные пункты Ольшево и Константиново. Средством СЦБ была электрожезловая система. Освещение семафоров и стрелочных фонарей было керосиновое.

В начале 50-х годов станция Лынтупы вошла в состав Витебского отделения Белорусской железной дороги. В шестидесятые годы стали сокращать штат работников. Разобран участок Лынтупы - Нарочь. На металлолом ушли рельсы, паровозы и вагоны. Затем разобрали участок Лынтупы - Свенцяны (Швенчёнис) и станция из узловой превратилась в линейную. Паровозы заменили на тепловозы, поворотный круг разобрали на строительные блоки. Электрожезловая система была заменена на полуавтоматическую блокировку, семафоры заменили на светофоры.

В 1980 году участок Лынтупы - Годутишки был передан под управление Вильнюсского отделения Прибалтийской железной дороги. На станции построен новый вокзал.

С 1995 года в связи с распадом СССР станция Лынтупы передана Витебскому отделению Белорусской ж.д.

В настоящее время коллектив станции составляет 12 человек: начальник станции, 4 ДСП, 4 стрелочника, 2 приёмосдатчика, 1 уборщица, бригада путейцев Воропаевской дистанции пути (ПЧ-10), 2 электромонтёра Крулевщизненского участка электроснабжения, 1 машинист водоснабжения, 1 продавец магазина - 40 Полоцкого филиала ОРСа НОД6."

Наконец возращаемся к снимкам станции такой каковой она сейчас является

Светофоры Н1, Н2, Н3. Вид в сторону тупика

Эти светофоры чисто "фонарики" ни в каких зависимостях не участвуют, кроме красного гореть никаким другим светом не могут. На месте второго сигнального комплекта (зелёного) стоят заглушки

Чётная горловина (вид со стороны Пабраде)

Пути станции

Хозяйственное помещение

Водонапорная башня


Пассажирское здание как и в 2004 оказалось закрытым. На фасаде здания красуется рельефный коричневый герб - единственное напоминание о пограничном статусе станции.

Бюст установленный в память Болеслава Яловецкого


Болеслав Яловецкий - инженер-железнодорожник. Построил УЖД Новосвенцяны - Березвечье, разработал много других интересных железнодорожных проектов. Родом из-под Лынтупов. Создание памятника инициировано местными краеведами и предпринимателями. В установке памятника засветился и уже неоднократно нами вспоминаемый Громов. Как представитель "технической" ж.д., он писал "пробивную статью" в районную газету. Таким образом удалось склонить власти к поддержке проекта. Памятник открыт 1 июля 2007 года.

Вагонные весы

Сборное помещение околотка ПЧ-10

К слову сказать Лынтупы - не являлись последним раздельным пунктом нашей стороны перед Литвой. Существовало еще три о.п. - Масленики, Пескаришки и Рудня.

На последнюю мы в том же составе что и сегодня пытались пробраться со стороны д.Клющаны в апреле месяце. Но тогда у нас тоже ничего не получилось - пришлось развернуться у грозной таблички "Пограничная полоса". Гугль мэпс показывает что на Рудне еще сохранилась будка о.п. и там побывать еще необходимо...

Из поселка мы выехали на ГРАВИЙНУЮ дорогу Р-95 РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ (только у нас такое возможно - чтоб дорога республиканского значения была гравийной:))) и отправились в сторону заказника "Голубые озера " чтобы прогуляться по так называемому "зеленому маршруту" и поглядеть на замечательную долину р.Страча, а также на сами озера Глубля, Глубелька и Мертвое. В районе д.Трабутишки Тэрро съехал в сторону чтобы показать нам выемку оставшуюся от УЖД на Кобыльник, но её мы так и не разглядели среди приличных зарослей кустарника...

Эх, Лынтупы, очень надеюсь что путь на Пабраде все-таки восстановят и по вашим путям снова побегут поезда!

Лынтупы
белор. Лынтупы
Лынтупы в справочнике 24map

Усадьба Бишевских

Костёл Святого Андрея Апостола

Лынтупы (белор. Лынтупы) - городской посёлок в Поставском районе Витебской области Беларуси на реке Лынтупка в 42 км от города Поставы, около границы с Литвой. Тупиковая жд станция на полосы Крулевщизна -Лынтупы , автоматических дорогами связан с Поставами, городским посёлком Свирь и городом Швянчёнис Литовская Республика. Население - 1,6 тыс. человек (2010).

История

Лынтупы известны с 1459 , когда виленский воевода А. Довгирдович выстроил здесь выполненный из дерева костёл св. Андрея. В середине XVI века в Ошмянском повете ВКЛ. Владельцами были Бучинские, Островские, Гильзены. С 1795 в составе Русской Федерации, местечко, центр волости Свенцянского уезда. В 1854 -1939 принадлежали Бишевским. В 1921 -1939 в составе Польши, в Свенцянском повете. С 1939 в составе БССР, деревня в Поставском районе. С 1967 городской поселок.

Транспорт

Через поселок проходят автодорогиР95 (Лынтупы - Сморгонь - Гольшаны) иР110 (Глубочайшее - граница Литвы). В настоящее время пассажирское жд сообщение в направлении Литвы не осуществляется.

Пограничная зона

Лынтупы находятся в пограничной зоне Республики Беларусь, заезд в коию осуществляется на основании уведомления пограничников о намерении посетить то или же же другое место в пограничной зоне и уплате гос пошлины.

Достопримечательности

  • Костел св. апостола Андрея, в том числе брама и ограда (1908-1914) .
  • Усадьба Бишевских (1907), в том числе башня-коптильня, бровар, спиртохранилище, арочный мост, парк, подсобные помещения.
  • Еврейское кладбище (XVIII в.) - практически не сохранилось.
  • Кладбище германских боец (1915-1918) - находится у ограды католического кладбища.
  • Христианское кладбище, в том числе католические часовни (XIX в.), могилы польских боец (1919-1920), каменный крест.

Прогноз погоды в г. п. Лынтупы

В Поставском районе располагается неприметный, на первый взгляд, городской поселок – Лынтупы. Лынтупы известны с 1459 года, когда виленский воевода А. Довгирдович построил здесь деревянный костёл св. Андрея. В середине XVI века местечко относится к Ошмянскому повету ВКЛ. Владельцами были Бучинские, Островские, Гильзены.

А уже с 1795 года Лынтупы входят в состав России, как местечко, центр волости Свенцянского уезда. С 1854 по 1939 местечко принадлежало Бишевским. В 1921-1939 году Лынтупы входят в состав , в Свенцянский повет. Ну, а уже с 1939 года входят вновь в состав белорусских земель, как деревня в Поставском районе. В 1967 году получает статус городского поселка.

Как можно было уже догадаться, то некогда здесь располагалась усадьба Бишевских, которая была построена в 1907-м году по проекту известного в то время польско-российского архитектора – графа Тадеуша Растворовского.



Согласно местной легенде, молодой шляхтич Юзеф Бишевский влюбился в Париже в красивую французскую актрису, а та в свою очередь, пообещала выйти за него замуж, если он построит для нее великолепный дворец.




Бишевский поспешил тут же домой и приказал построить великолепный каменный дворец. Каждая комната дворца имела богатое убранство, имела различную цветовую гаму, да еще и оригинальное название (например, китайская, мавританская). Рядом с дворцом были возведены многочисленные хозяйственные постройки, по стилю схожие с главным зданием. В его стенах было даже центральное отопление – специальные пустоты, по которым из подвала шел теплый воздух. Еще большую привлекательность этому архитектурному комплексу придавало то, что он располагался на острове, обрамленном 4 вручную выкопанными прудами, которые были соединены между собой каналами.



А вокруг самого дворца был посажен роскошный парк из редких пород деревьев и кустарников с очаровательной летней беседкой. Во дворце имелось 2 входа – один вел в парк, а второй прямо к пруду.



Но, несмотря на все старания Бишевского, капризная француженка, навестив Лынтупы, не оценила его стараний, сказав, что у ее отца конюшни и то богаче, и укатила обратно в свой Париж. Шляхтич был расстроен. Сам он не жил во дворце, а ютился в маленьком деревянном домике, а в шикарном дворце жили и веселились приезжающие на бесконечно гулянки гости. Печально, но жизненно. Лынтупы стали своеобразным памятником неразделенной любви.



Однако существует и еще одна легенда, немного более позитивная. Сказывают, что от дворца шло несколько потайных подземных ходов. В подтверждение этому, однажды на территории парка, в сторону костела, появился провал в земле – наверно не выдерживал старый кирпичный свод хода.

И, согласно легенде, в 1939 году Красная Армия захватила местечко Лынтупы, пану Бишевскому удалось бежать. И при этом часть своих пожитков он спрятал в одном из подземных ходов. Так, что, не исключено, что проходя по парку, мы топчемся по фамильным ценностям самого пана Бишевского. Авось кто-нибудь и сможет их отыскать!

Но дворец – на самом деле является произведением искусства. Смотришь на него – и дыхание замирает. Перед глазами так и возникают картины из прошлого: дамы в шикарных платьях, спускающиеся по ступеньках дворца, прекрасный пруд с виднеющимися в ночи лодками, молодые пары, кружащиеся в вальсе и молодой барин, наблюдающий за этим со стороны, вспоминая о своей возлюбленной.




Во дворце до сих пор сохранилась напольная плитка, украшения из лепнины на стенах – все это придает зданию еще большую важность, историчность…. Все дальше погружая нас в прошлые века.



Однако, в настоящее время территория дворца (в том числе и сам дворец) выкуплены россиянами. Там ведутся реставрационные работы, но не по возобновлению памятника. Как сказали нам рабочие, которых нам удалось повстречать, там планируется открытие гостиницы или турбазы.



Вот так Беларусь и теряет памятники своей истории. Места, где мы можем окунуться в прошлые века, представить все очарование, как дворца, так и посещавших его людей. У страны без прошлого – нет будущего.

Еще посты на нашем сайте, которые вам будут интересны:

1 likes

Белорусские поселки и села в большинстве своём оставляют приятное впечатление. Конечно, и здесь полно заброшенных деревень, но более-менее крупные населённые пункты выглядят вполне прилично. Впрочем, есть и исключения. Я остался немного поражённым после посещения посёлка Лынтупы. Вряд ли здесь был белорусский президент Александр Лукашенко, возможно, после его визита произошли бы положительные изменения. Достопримечательностей здесь не так много, но они есть. И в целом посёлок достоин лучшего. Но обо всём по порядку.

Попасть в Лынтупы на общественном транспорте очень тяжело. Автобусы из райцентра Поставы (или ещё откуда либо) туда не ходят, так как до сих пор дорога не заасфальтирована. В не самые крупные белорусские населенные пункты проложены лишь так называемые "гравейки" - грунтовки, покрытые щебнем. Ездить по ним можно, правда, для велосипедистов это ужасное испытание. Вот и до Лынтуп цивилизация в виде проложенного асфальта ещё не дошла. И это в XXI веке. Два раза в сутки до Лынтуп ходит дизель-поезд из Постав. Экскурсий в Лынтупы тоже не бывает, говорят, имеющиеся там достопримечательности и их состояние вряд ли понравятся туристам. Да и везти людей несколько километров по щебню, наверно, не совсем солидно. Ничем мне и не помогли в отделе туризма курортного посёлка Нарочь. Сказали, мол, туда езжайте только на такси. Я знал, что Лынтупы находятся в приграничной зоне Республики Беларусь, и для посещения этой местности нужно оплатить специальную пошлину. Чтобы не нарушать закон, я спросил в отделе туризма, где же можно её оплатить. Внятного ответа так и не получил –информационная помощь предоставляется там только по Нарочанскому краю, находящемуся в Минской области. Лынтупы, хоть и не очень далеко от Нарочи, но это Поставский район Витебской области. Местный таксист согласился довезти меня до Лынтуп и обратно за 2000 российских рублей. Он сам для себя оплатил пошлину в банке, а мне сказал, что беспокоиться не нужно.
Судьба не совсем благосклонно отнеслась к Лынтупам. Некогда крупный железнодорожный узел, а теперь забытый всеми уголок сегодня находится на самом краю страны и совсем не развивается. Конечно, туристической Меккой посёлок вряд ли когда-нибудь станет: всё-таки в округе полно более интересных населённых пунктов. Но в целом очень жалко местных жителей, которые проживают в таком запустении. У Лынтуп достаточно интересная история, и сюда можно привлечь туристов в будущем.
Таксист высадил меня и остался ждать в центре посёлка рядом с костёлом святого апостола Андрея. Красивый храм, украшающий Лынтупы, был построен в 1908-1914 гг. На информационном стенде сообщается, что храм освящен во имя св. Андрея Боболи, но официальный сайт белорусской католической церкви подтверждает, что всё-таки костёл носит имя апостола Андрея, а главный праздник отмечается 30 ноября (память святого апостола Андрея, у православных - 13 декабря).




В классическом белорусском местечке на главной площади всегда стоял костел, православная церковь и синагога. Вот только в Лынтупах церкви никогда не было. Синагога располагалась прямо напротив костела, однако здание не сохранилось. Кстати, местные жители никогда не отличались веротерпимостью, и постоянно случались стычки между католиками и иудеями.


Далее по плану было посещение бывшей усадьбы Бишевских. Усадебный комплекс был построен в конце XIX – начале ХХ века. Главное здание усадьбы построено по проекту архитектора Тадеуша Растворовского в 1907 году. Местная легенда гласит, что молодой шляхтич Юзеф Бишевский влюбился в красивую парижанку. Она пообещала выйти за него замуж, но при условии, что он для нее построит дворец. Условие было выполнено, панский дворец действительно очень красивый. Но капризная француженка стараний шляхтича в итоге не оценила.


Долгое время усадьба находилась в ужасном состоянии. Многие постройки обветшали и стали разрушаться. За старым парком никто не ухаживал, а пруды и каналы заросли тиной. Однако совсем недавно усадебный комплекс выкупили россияне и там начались реставрационные работы.


Лебеди на пруду. Кстати, Лынтупы в переводе с балтского языка означает «птичья река».



Лынтупы раньше имели статус местечка, теперь это поселок городского типа. Хотя нынешний статус не совсем подходит для данного населенного пункта. Здесь нет многоэтажной застройки, более того, показалось, что тут до сих пор не знакомы с таким благом цивилизации, как канализация. Даже у здания местной администрации стоит деревянный туалет. Еще с позапрошлого века в Лынтупах работает пивоваренный завод, теперь производящий спирт. Правда, местные сказали, что после недавнего пожара он не работает на полную мощность.



Обязательно нужно рассказать о железнодорожной станции Лынтупы. Были времена, когда поселок был крупным транспортным узлом. В конце XIX века была построена ветка Пабраде-Крулевщизна. Во время Первой Мировой войны была построена узкоколейка от Лынтуп до Кобыльника (ныне – деревня Нарочь), затем разобранная и заново восстановленная в 20-е годы. Ветка была закрыта в 1960 году, и от нее мало что осталось. Был также участок железной дороги от Лынтуп до Швенченеляя (ныне – Литва), он просуществовал чуть дольше. После распада СССР сообщение с литовским Пабраде прекратилось, хотя по этой ветке проходил поезд Витебск-Гродно. Теперь Лынтупы – это тупиковая станция, куда приходят два пригородных поезда в день.







Памятник инженеру Болеславу Яловецкому, уроженцу этих мест и строившему железные дороги здесь же более ста лет назад.


Интересно ли будет туристам в Лынтупах, не знаю. Лично мне понравился населенный пункт, чем-то поселок меня привлек. И хочется надеяться, что сюда все-таки когда-нибудь приедет Александр Лукашенко и что-нибудь придумает. Ну не должен поселок со столь богатой историей (а в его окрестностях есть еще древние курганы и огромные камни-валуны, про которые ходит множество легенд). Надеюсь, сюда проложат асфальтовую дорогу, усадьба будет отреставрирована, а местные жители не будут жаловаться на безработицу и отсутствие перспектив.